Вестник Кавказа

Азербайджан отпустил национальную валюту в свободное плавание

Интерфакс-Азербайджан

Центральный банк Азербайджана с понедельника отказался от привязки нацвалюты - маната - к корзине доллар-евро и ввел режим плавающего курса. При этом ЦБ резко понизил официальный курс маната к доллару - на 21 декабря он составляет 1,55 маната/$1 против 1,0499 маната/$1 на 18 декабря. Таким образом, курс снизился сразу на 47,6%. С учетом девальвации, проведенной в феврале этого года, официальный курс азербайджанской валюты с начала года упал по отношению к доллару в два раза. ЦБ отмечает, что теперь валютный курс будет определяться «на основе спроса и предложения».

ПРИЧИНЫ ДЕВАЛЬВАЦИИ

Центробанк объясняет свое решение об отказе от привязки маната и снижении официального курса «усилением негативного внешнего влияния», необходимостью обеспечить сбалансированность платежного баланса, сохранить валютные резервы и конкурентоспособность национальной экономики.

Корректировка курса маната была ожидаемой. Азиатский банк развития (АБР) еще в сентябре отмечал, что сохранение низких цен на нефть на мировых рынках и сокращение валютных резервов могут спровоцировать новую девальвацию в Азербайджане.

«Цены на нефть, являющиеся ключом к стабильности местной валюты, резко упали за последний год. Снижение валютных резервов и цен на нефть оказывают дополнительное давление на манат. Это может спровоцировать новую девальвацию, если последние тенденции сохранятся в ближайшие месяцы», - отмечалось в сентябрьском обзоре АБР.

По данным статистики, валютные резервы Центробанка Азербайджана в январе-ноябре 2015 года снизились в 2,2 раза - до $6,2 млрд. ВВП страны за 11 месяцев вырос на 3,1% (в январе-ноябре 2014 года - на 2,2%), объем промышленного производства - на 3% (в январе-ноябре 2014 года снизился на 1,5%), сельхозпроизводства - на 6,7% (снизился на 2,9%).

Положительное внешнеторговое сальдо Азербайджана в январе-октябре уменьшилось в 5,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В январе-ноябре 2015 года сокращение составило уже 5,2 раза.

Добыча нефти в Азербайджане, включая газовый конденсат, в январе-ноябре 2015 года составила 38,3 млн тонн (снижение на 0,5%), добыча газа - 27,1 млрд кубометров (снижение на 0,2%).

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует спад в нефтяном секторе Азербайджана на 0,9% в 2015 году, в 2016 году ожидает нулевого роста.

По мнению Всемирного банка (ВБ), в 2015-2017 годах снижение добычи нефти в Азербайджане продолжится. «С падением нефтяных доходов в среднесрочной перспективе капитальные расходы государства будут ограничены», - сообщалось в отчете ВБ.

Правительство Азербайджана ожидает, что в 2015 году ВВП страны вырастет на 3,3%, тогда как в 2014 году экономический рост составил 2,8%. МВФ ожидает роста ВВП страны в 2015 году на 4%, ВБ - примерно на 2,4%.

Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует профицит платежного баланса Азербайджана по итогам 2015 года на уровне 3% ВВП против 14,1% ВВП в 2014 году.

ПОЖАРНЫЕ МЕРЫ

«Такая девальвация, безусловно, приведет к росту инфляции, ухудшению ряда макроэкономических показателей. В таких условиях правительству необходимы срочные краткосрочные меры для нейтрализации негативного шока от такой девальвации», - заявил агентству «Интерфакс-Азербайджан» источник, близкий к правительству страны.

По его мнению, ведущую роль в этих вопросах должно играть министерство экономики и промышленности. «Сама девальвация - это не трагедия, многие страны проходили или проходят через нее. Тем более это было ожидаемым, хотя несколько и запоздалым решением. Но Минэкономики и промышленности, Минфин и Центробанк Азербайджана должны принимать совместные шаги для улучшения ситуации», - отметил он.

Правительству, полагает источник, в первую очередь необходимо принять меры для стимулирования развития предпринимательства. «Нужно активно проводить политику импортозамещения, особенно в пищевой промышленности. Тем самым можно не допустить резкого роста инфляции», - отметил он.

Кроме того, в стране необходимо создать Банк развития. «У нас есть различные фонды, такие как Национальный фонд поддержки предпринимательства, Госфонд развития информационно-коммуникационных технологий, Госагентство по сельскохозяйственному кредитованию. Нужно объединить все эти структуры в одну - в Банк развития. Кроме того, есть необходимость в создании Координационного совета по развитию предпринимательства при президенте», - убежден он.

По его мнению, девальвация маната потребует и корректировки макроэкономических показателей Азербайджана на 2016 год. «Конечно, в таких условиях нужна корректировка макроэкономических показателей. С другой стороны, в пересмотре параметров госбюджета на 2016 год нет необходимости, так как девальвация маната обеспечит дополнительные поступления в госбюджет», - добавил источник.

УДАР ПО БАНКАМ

«Я думаю, новая девальвация маната станет сильным ударом по банковскому сектору Азербайджана. После первой девальвации многие банки вынуждены были прибегнуть к финансовой помощи Центрального банка. Кроме того, Центробанк предоставил банкам дополнительное время на улучшение показателей по открытой валютной позиции, на решение проблем с капиталом. Теперь эти проблемы банков только усугубятся», - сказал агентству «Интерфакс-Азербайджан» источник в банковском секторе.

Он считает, что банки столкнутся с ростом объема просроченных кредитов, прежде всего, по кредитам в инвалюте. «Сейчас сложно оценить все негативные последствия девальвации, но уже можно говорить, что удар по банкам будет очень сильный», - добавил он.

Международное рейтинговое агентство Moody`s ранее прогнозировало, что к концу текущего года удельный вес проблемных кредитов в совокупном кредитном портфеле банков Азербайджана возрастет, как минимум, до 15% с 11,4% по итогам 2014 года.

По оценкам АБР, усиление долларизации (увеличение доли валютных кредитов и депозитов - ИФ) является основной проблемой для банковского сектора Азербайджана. «После девальвации маната (в феврале - ИФ) объем депозитов в долларах США увеличился почти в 2 раза», - отмечал банк ранее.

В свою очередь МВФ полагает, что высокий уровень долларизации, а также ухудшение показателей капитала банков, замедление темпов экономического роста и февральская девальвация являются причинами уязвимости финансового сектора республики.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Девальвация маната приведет к ускорению инфляции, считает ведущий экономист бакинского представительства АБР Наиль Велиев.

«Резкая девальвация, безусловно, оказывает серьезное влияние на макроэкономические показатели страны, в первую очередь, на уровень инфляции. Такая же ситуация наблюдалась в Казахстане, Киргизии и в других странах, которые прошли через девальвацию», - сказал он агентству «Интерфакс-Азербайджан».

Однако, по его словам, правительство и Центробанк Азербайджана имеют в своем распоряжении монетарные инструменты для сохранения инфляции на уровне ниже 10%.

«После февральской девальвации структура банковских вкладов изменилась, сегодня большая часть населения хранит свои средства в долларах. Кредитование в манатах также сократилось. Соответственно, манатная денежная база в стране снизилась. Кроме того, госбюджет на 2016 год предполагает сокращение расходов, в первую очередь, на инфраструктурные проекты. Это, в свою очередь, скажется на доходах тех, кто мог бы быть задействован в этих проектах. Все это в конечном итоге приводит к снижению потребительских расходов. Эти факторы будут оказывать понижающее давление на инфляцию», - полагает Н.Велиев.

Он отметил, что продолжающееся снижение нефтяных доходов, новая девальвация и сокращение расходов на инвестиционные проекты в бюджете 2016 года, скорее всего, приведут к замедлению экономического роста в стране в 2016 году до 1-2%.

Решение о переходе к плавающему курсу маната, по словам Н.Велиева, было «назревшим».

Девальвация маната может продолжиться, считает депутат парламента Азербайджана, член парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Вахид Ахмедов.

«Манат еще не нашел свое дно», - заявил он агентству «Интерфакс-Азербайджан».

Комментируя возможное влияние девальвации на корректировку бюджета, депутат отметил, что пересмотр бюджетных показателей будет зависеть от цен на нефть. «В бюджете на 2015 год мы заложили цену на нефть на уровне $50 за баррель. Если цена будет оставаться на уровне значительно ниже этого, то корректировка возможна. Сейчас нефть стоит $36. Однако я ожидаю, что цена на нефть в начале следующего года может подняться до $50 за баррель», - сказал депутат.

14705 просмотров