Вестник Кавказа

Восемь лет «революции роз»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В Грузии отметили восьмую годовщину «революции роз», впрочем, лидеры революции уже давно не составляют единую команду. Экс-премьер Зураб Жвания угорел в квартире своего близкого друга. Бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе ушла из команды Михаила Саакашвили весной 2008 года после того, как не смогла добиться включения в список правящей партии своих соратников, а после пятидневной войны перешла в открытую оппозицию президенту. Эроси Кицмаришвили, бывший владелец и руководитель независимой телекомпании «Рустави-2», без которой революции бы просто не было, продал свое детище еще в 2004 году и уехал в США. Но вскоре вернулся и начал бороться против «автократического режима Саакашвили». Корреспондент «ВК» в Тбилиси Георгий Калатозишвили побеседовал с экспертами и идеологами «революции роз», ушедшими в оппозицию, о самой революции и ее последствиях. Здесь мы публикуем первую часть опроса – мнение об этих процессах Нино Бурджанадзе.

О своей роли в революции
Лично о моей роли в той революции власти предпочитают не вспоминать. В кадрах, которые проходят по центральным телеканалам, меня уже нет, но я не очень беспокоюсь по этому поводу. 

О надеждах на революцию
Что касается самой революции, ни одно из ее обещаний не выполнено. Революция обещала людям построить свободную, демократическую страну, а не автократию. Но сейчас у нас меньше свободы, чем было до революции. У нас нет реально независимой судебной власти – все зависит от воли руководителей. Огромные проблемы с правами человека.

О результатах революции
Конечно, были успехи. Многое сделано для того, чтобы было электричество, был газ, построены определенные объекты инфраструктуры, коррупция уничтожена на низком и среднем уровне. Это успех. Но за счет чего и какой ценой? Коррупции нет на уровне рядовых полицейских, но есть огромная «элитарная коррупция». Причем такого масштаба, какой не было в Грузии никогда.
Строятся дороги, но две трети населения Грузии, по официальным данным, живет за чертой бедности. И самое главное - мы потеряли 20% исконно грузинской территории, нашей земли, нашей родины.
Так что, говорить о достижениях абсолютно невозможно и неуместно.

О необходимости революции
Сама революция была вынужденным явлением, поскольку бывшее руководство Грузии довело страну до такого состояния, что революция стала неизбежной. Фальсификация результатов выборов оказалось последней точкой, но как бы это странно ни звучало, при бывшем секретаре ЦК компартии Грузии Шеварднадзе в стране было дольше демократии, чем при нынешнем лидере. 
Шеварднадзе в свое время многое сделал для того, чтобы страна нашла свое место в геостратегичесском пространстве, но ошибки Саакашвили привели к тому, что мы все эти достижения потеряли. 
Да, революция была необходима, поскольку страна погрязла в коррупции и застое. Существовала угроза национальной безопасности и самому существованию государства. Революция создавала огромное поле для позитивного прорыва. У нас был неограниченный кредит доверия со стороны народа. И огромный кредит доверия за рубежом. Такое совпадение бывает очень редко. Саакашвили и его команда были опьянены властью и успехом. Они думали, что являются мессиями, и что им все можно. Начали игнорировать элементарные нормы и, в конце концов, построили страну для себя самих. 

О постреволюционных ощущениях
Когда я смотрю новости по нашим телеканалам, у меня ощущение, что вернулась в СССР, где фасад намного лучше, где красивая только упаковка. Все современные пиартехнологии активно используются, но суть – большевистская. Мы живем в миниСССР, только модернизированном. Никакой демократии в Грузии нет.
16085 просмотров