Вестник Кавказа

Внешнеполитические вызовы Турции в 2018 году

"Хюрриет"

По всей видимости, 2018 год станет годом сложных и запутанных внешнеполитических вызовов для Турции, которые будут связаны не только с Ближним Востоком, где Турция заявляет о ”наведении порядка”, но также будут касаться и отношений с Западом, частью которого Турция рассчитывает стать.  Как пишет турецкая ежедневная газета ″Хюрриет″ в статье Turkey’s foreign policy challenges in 2018, на Ближний Восток вернулся давний структурный конфликт между Палестиной и Израилем. Решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля было принято в то время, когда борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ) создала достаточно благоприятные условия для мира и стабильности в регионе.

В таких условиях можно было бы ожидать решения оставшихся проблем с помощью менее конфронтационного подхода. К сожалению, шаг Трампа возродил конфликт, чем обусловил большую нестабильность в будущем. Внеочередная встреча на высшем уровне Организации Исламского сотрудничества (ОИК) в Стамбуле 13 декабря поддержала понимание Палестинской администрации в отношении того, что Соединенные Штаты больше не могут считаться честным посредником в мирном процессе.

Россия, со своей стороны, заявила о намерении постепенно сократить военное присутствие в Сирии и о планах больше сосредоточиться на мирном процессе в Женеве. Для содействия этому видению, Россия продолжает сохранять свое намерение созвать ”Конгресс народов Сирии” и настаивает на том, чтобы такая встреча не исключала тех действующих лиц, которые способствовали победе над ИГИЛ, и которые также имеют право на место в дискуссии о создании мирного будущего Сирии.

В этих условиях, может ли Турция взять на себя роль честного посредника в регионе? Такая возможность оспаривается советником США по национальной безопасности, генерал-лейтенантом Макмастером, который заявил, что идентифицирует Турцию наряду с Катаром как страну, которая поддерживает продвижение радикальной исламистской идеологии. Сокращение дипломатических связей Турции с Египтом и охладевшие отношения с Саудовской Аравией, страной, которая недавно активизировала свои усилия по освобождению от радикальных идеологий, не укрепляют роль Турции в регионе как беспристрастного актора.

В Сирии Турция, по всей видимости, перешла от антиасадовской политики к позиции, признающей неизбежное участие Башара Асада в переходном периоде Сирии. Позиция Анкары в отношении Сирийской курдской партии ”Демократический союз” (PYD) как потенциального участника процесса становления политического единства и территориальной целостности Сирии по-прежнему нуждается в трансформации.

Роль, которую Турция может сыграть на Ближнем Востоке, является неотъемлемой частью ее восприятия как надежного партнера на Западе. Однако восприятие Турции Западом будет зависеть от приверженности страны его ценностям. Участие Турции в проекте EUROSAM является позитивным шагом вперед, но не снижает риск двойственности  национальной обороны Турции.

Отношения с Европейским союзом также, по всей видимости, будут рассматриваться с позиции верховенства права и уважения основных прав и свобод, а также демократизации общества. Это особенно важно, потому что только Турция, обладая подобными ценностями, может распространять их в собственном регионе. Заявка Турции на членство в ЕС и переговоры о вступлении Турции помогают государству двигаться в этом направлении. Это необходимо не только для интеграции Турции в ЕС, но и для примирения между Западом и Востоком. Все это делает Турцию важным мостом между Европой и Ближним Востоком.

13745 просмотров