Вестник Кавказа

Вся российская нефть перейдет на НДД?

Вся российская нефть перейдет на НДД?

Министерство энергетики России после мониторинга и анализа влияния пилотного проекта по внедрению налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли может выступить с предложением распространить действие данной системы на всю отрасль. Об этом рассказал глава ведомства Александр Новак на коллегии Минэнерго.

"Понятно, что речь идет не о полном внедрении. Мы договорились о том, что пока будут только пилотные проекты. В этом году мы будем мониторить эффективность новой налоговой системы. В течение двух лет проведем детальный анализ действия НДД на нефтедобычу, и если результат окажется положительным, а я уверен, что он окажется положительным, мы будем предлагать распространить такую налоговую систему на всю отрасль", - цитирует его РИА Новости.

Министр заявил, что принятие закона об НДД стало значимым шагом к более эффективной системе, основанной на реальной экономике и освоении месторождений, который дает возможность нарастить инвестиции компаний, стабилизировать добычу на зрелых месторождениях Западной Сибири, а также привлечь к разработке дополнительные запасы.

Напомним, система НДД начала действовать 1 января. Налог предполагается взимать не с объемов нефти, а с денежного потока. Он будет рассчитываться по расчетной выручке от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, сокращенной на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины и расходов на транспорт. Налоговая ставка НДД составляет 50%.

Новый налог будет действовать в отношении четырех групп месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, имеющие льготу по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью 10-80% (квота не превышает 15 млн т в год по фактическим заявкам компаний); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% и совокупными запасами не более 51 млн т в год.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, министр говорит о распространении НДД на всю отрасль лишь в предположительном ключе по той причине, что за три месяца применения эксперимента на довольно небольшом числе месторождений пока нельзя судить об эффективности замены НДПИ новым налогом. "Если и будут подводиться какие-либо публичные итоги эксперимента, то только по итогам года и в ограниченном масштабе. По первому кварталу судить о том, успешен или не успешен эксперимент, очень сложно, на мой взгляд, даже результаты первого года не позволят сделать окончательные выводы. Изначально предполагалось, что нужно 1,5-2 года для того, чтобы получить более или менее полноценные результаты", - напомнил он.

"Пока что ни Минэнерго, ни Минфин, ни нефтедобывающие компании не могут сейчас сказать, выгодно ли им заменить НДПИ на НДД. Это покажет только практика – потому, кстати, в пилотные проекты и были включены месторождения с весьма различными условиями добычи. Кстати, у эксперимента не одна, а две цели. Первая – это доказать, что налог на дополнительный доход экономически эффективен как для недропользователей, так и для государства или, по крайней мере, ни те, ни другие не несут убытки по сравнению с действующей налоговой системой. Вторая – принять решение по донастройке параметров НДД. По текущим проектам под этими параметрами есть некая научная основа, но в целом они довольно умозрительны и требуют практического подтверждения. К этому и стремится Минэнерго, которое изначально готовило вместе с Минфином законопроект для того, чтобы распространить НДД на всю отрасль, но с корректировкой. Правда, насколько это экономически эффективно для недропользователей – до сих пор большой вопрос", - подчеркнул Алексей Белогорьев.

С ним согласился ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. "Пилотный проект делается на довольно небольших активах, и понятно, что далее механизм будет отшлифовываться. Как именно, пока неясно, поскольку результатов еще нет, но абсолютно точно, что России необходимо что-либо менять, чтобы удержать уровень нефтедобычи. По прогнозам Минэнерго, производство нефти у нас будет снижаться в среднесрочной перспективе, поскольку старые советские месторождения истощаются, а чем их заменить, пока неясно. Есть шельф, трудно извлекаемые запасы Западной Сибири, так называемая Баженовская свита, Дальний Восток, Восточная Сибирь – но компании необходимо как-то простимулировать начать эти новые проекты. Отсюда и эксперимент с НДД", - обратил внимание он.

"При нынешней налоговой системе новые нефтегазовые провинции разрабатывать невыгодно, и это практика уже показала, иначе у нас бы были не только старые разработанные месторождения. С другой стороны, государство опасается, что в результате налоговой реформы нефтяные компании, разрабатывая новые месторождения, почти ничего не будут платить в бюджет, объясняя это тем, что несут огромные издержки, и, даже когда выйдут на полку добычи и станут получать прибыль, продолжат раздувать расходы, чтобы платить государству как можно меньше. Тут же возникает вопрос, зачем вообще надо разрабатывать новые нефтегазовые провинции, если государство от этого не может получить выгоду? Такие качели и останавливают пока что процесс распространения НДД на всю территорию страны", - добавил Игорь Юшков.

Между тем при добросовестном применении НДД этот налог будет выгоден и компаниям, и бюджету. "Это мировая практика: пока ты вкладываешь деньги и проект не приносит прибыли, ты мало платишь государству, а как только проект становится доходным, ты начинаешь платить, и чем больше денег ты с него получаешь, тем больше платишь. Потом месторождение истощается и приносит меньше денег, следовательно, снижаются налоги. Это справедливая модель, вопрос лишь в ее применении на практике, удастся ли отследить все так, чтобы все работали по-честному. В любом случае, существующая модель налогообложения отрасли себя исчерпала, надо находить что-то новое. Если мы останемся на нынешнем инерционном пути развития, начнется падение добычи, и остается лишь надеяться на то, что переход на НДД и запуск новых месторождений позволит нам это падение компенсировать", - заключил экономист.

20880 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ