Вестник Кавказа

Россия потеряла на санкциях $6,3 млрд

Россия потеряла на санкциях $6,3 млрд

Министерство экономического развития РФ оценило предполагаемый ущерб от введенных в отношении России другими странами различных ограничительных мер. Согласно подсчетам ведомства, на конец 2018 года он составил $6,3 млрд.

Ограничения включают в себя санкции, антидемпинговые пошлины, квоты, лицензирование, технические барьеры, а также санитарные и фитосанитарные меры.

В МЭР отметили, что самый существенный ущерб приходится на ограничения, введенные странами Евросоюза, - $2,42 млрд. Далее идут меры со стороны США - почти $1,17 млрд, на третьем месте - ограничения Украины - $775 млн.

Евросоюз оказался лидером и по числу введенных ограничений - 25, Украина ввела 22 ограничения. США же заняли в этом списке только на шестом месте с девятью ограничениями. По этому показателю они уступили Белоруссии и Турции, пишет ТАСС.

Наибольшей ущерб ограничительные меры нанесли металлургической промышленности - более чем $3,99 млрд. На втором месте - сельскохозяйственная промышленность ($1,1 млрд), на третьем - химическая промышленность ($640,7 млн).

Всего на конец 2018 года в отношении России 62 странами были введены 159 ограничительных мер.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков, $6,3 млрд – это существенная потеря для российской экономики. "Металлургия в наибольшей степени пострадала в последний год из-за введения повышенных пошлин на продукцию металлургических отраслей, поставляемую в США, то есть наибольший удар от всех ограничений российская экономика получила именно в последние 1,5 года, те самые $4 млрд из $6 млрд. Напомню, что из-за пошли приходилось даже останавливать Новолипецкий металлургический комбинат, так как часть его продукции не имела спроса", - сказал он.

В то же время, МЭР обошло стороной вопрос потерь российской экономики от российских контрсанкций. "Это тоже нужно рассматривать, ведь мы, по сути, добровольно отказались от поставок продукции, которая нам была нужна, это тоже ущерб, если быть до конца последовательными. Есть предположение, что, сформировав новую пищевую промышленность, развив сельское хозяйство, мы какие-то позиции отыграли, но в той жесткой ситуации, в которой был первоначально разговор о контрсанкциях, несомненно, ущерб был. Теперь, я думаю, нам необходимо двигаться дальше и отменять контрсанкции. Дело в том, что у нас уже такой разрыв в ценах на свои и европейские продукты, что импортные у нас не то что не захотят, но даже не смогут купить. Европейцы на наш рынок со своими товарами войти уже не смогут", - обратил внимание Юрий Юденков.

Также МЭР учел в отчете только прямые убытки по отраслям, в то время как косвенные явно не оценивались. "Санкции коснулись запрета на кредитование, инвестиции в промышленность оказались, по сути, под запретом, поэтому экономика и не развивается – необходимы инвестиции, а инвестиций нет. Но кроме прямых убытков, связанных с непоставками товаров и закрытия для России западного рынка капиталов, есть еще и непоставки технологий. Технологии всегда имеют кумулятивный эффект, они направлены на развитие, на будущее, и если учитывать ущерб от технологического отставания, то итоговое число, наверняка, будет больше того прямого убытка в $6,3, который проходит по балансам предприятий", - оценил профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.

Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов также обратил внимание, что МЭР оценило только самые прямые, безусловные потери российской экономики. "$6,3 млрд для России, конечно, не так много, и ведомство явно применяло методику учета только совсем прямых потерь. Ведь главная потеря России от санкций – это низкий экономический рост. Конечно, не так сильно повлияли на стабильность России западные санкции, как низкие цены на нефть, но проблема в том, что российские компании потеряли доступ к иностранному финансированию, глобальным рынкам и новейшим технологиям. А это то главное, что тормозит экономический рост. Поэтому подлинный ущерб от санкций в значительной степени косвенный – это и ограничения возможностей импорта технологий, и консервация инвестиционного климата в стране, что очень значимо", - пояснил он.

"А ведь еще необходимо учитывать и влияние российских контрсанкций на кошелек россиян – поскольку ограничение экспорта сельхозпродукции из стран Европы вызвало заметный рост цен на продукты, что было очень сильным ударом по бюджету россиян. Это тоже надо закладывать в статистику ущерба", - добавил Александр Абрамов.

13650 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ