Вестник Кавказа

Турция создаст Кючюкчекмеджский пролив

Турция создаст Кючюкчекмеджский пролив
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Турецкое руководство рассказало, каким образом будет пролегать маршрут канала, который должен связать Черное и Мраморное море.

Как отметил глава Министерства транспорта и связи Турции Ахмет Арслан, после изучение различных вариантов маршрута канала наиболее перспективным был признан путь, проходящий через озеро Кючюкчекмедже. "Мы пройдем через Кючюкчекмедже и водохранилище Сазлидере и выйдем к Черному морю восточнее дамбы Теркос. Протяженность маршрута составит 45 км", - цитирует его агентство Anadolu.

Напомним, в 2011 году нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил построить в обход Босфора канал, который позволил бы снизить нагрузку на пролив (в обоих направлениях по нему ежедневно проходит больше ста судов) и вывести за пределы Стамбула суда, везущие наиболее опасные грузы.

Позднее заявлялось, что строительство канала (шириной около 150 м и глубиной 25 м) планируется завершить к 2023 году, когда в Турции будет праздноваться столетие республики. По словам критиков проекта, он опасен для экологии региона, поскольку его реализация может вызвать угрозу возникновения проблем снабжения Стамбула питьевой водой, для которого используется вода из озера Теркос и водохранилища Сазлидере.

Согласно предварительным данным, стоимость строительства канала составит $10-20 млрд.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" турецкий политолог Орхан Гафарлы, выбор маршрута для проекта Стамбульского канала стал значимым событием в экономической жизни Турции. "Создавая этот канал, Турция повысит увеличит торговлю и нарастит транзит через свою территорию грузов и транспорта других стран, что позволит ей полноценно взять на себя роль транзитного хаба для торговли между Восточной Европой и Ближним Востоком. Реализация этого проекта очень важна для нашей страны", - сказал он.

Есть у спроектированного канала и геополитическое значение. "Выгоды для турецкой геополитики тут в том, что построенный канал, естественно, не будет указан в Конвенции Монтре о статусе проливов 1936 года, и останется полностью под контролем Турции во время войны и мира – Анкара сможет выбирать, какие суда пропускать по нему в любых условиях", - пояснил Орхан Гафарлы.

По его оценкам, многие иностранные компании проявят интерес к участию в реализации проекта. "На Западе есть инвестиционные группы, которые заинтересованы во вхождении в проект, поскольку, вкладываясь в этот канал, в дальнейшем они будут извлекать прибыль из его эксплуатации. Также надо учесть, что Китай может быть заинтересован в канале через Кючюкчекмедже из-за проекта "Один пояс – один путь" как маршруте поставок грузов на Запад", - обратил внимание политолог.

Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Андрей Болдырев также отметил выгодность для Турции проекта канала, который позволит разгрузить Босфор, избавить страну от потенциальных экологических катастроф, связанных с транспортировкой нефти, и нарастить грузопоток в целом. Однако другим государствам, предупредил эксперт, открытие канала может принести неудобства. "Сейчас, как известно, торговый грузопоток через Босфор проходит практически бесплатно, а Турция претендует на то, чтобы установить для нового канала свои собственные правила. Поэтому введение платы за грузопоток в случае прорытия параллельного канала весьма возможно", - пояснил он.

"С другой стороны, совершенно непонятно, как Анкара осуществит это, поскольку изменение режима проливов регулируется Конвенцией Монтре, и изменить его можно не иначе как с общего согласия всех государств, подписавших эту конвенцию. И даже если Турция пророет новый канал, я уверен, что другие страны-транзитеры нефти, и прежде всего Россия, потребуют, чтобы этот канал подчинялся международным правилам", - поведал старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН.

Комментируя шансы Турции на привлечение иностранных инвестиций для строительства, он уточнил, что теоретически это возможно, однако на практике, скорее всего, события будут разворачиваться иначе. "Если учесть, что Турция последовательно вводит в строй один мегапроект за другим, то можно предположить, что она, по крайней мере, не откажется от этого канала. Сам президент Эрдоган говорил на бизнес-форуме в Белграде, в конце прошлого года, что новый канал - это его мечта. Но если вспомнить, что он отодвинул начало строительства на совершенно невообразимые сроки с точки зрения подготовки тендера, то речь идет, скорее всего, о том, что он и в дальнейшем будет просто отодвигать реализацию этого проекта", - указал эксперт, добавив, что Анкара утверждает, что он будет реализован прежде всего на национальные средства.

"Я уверен, что этот канал не исчезнет из планов Эрдоган, поскольку он сильно в него вложился и очень его разрекламировал. Опять-таки, Турция последовательно вводит в строй один проект за другим, так что можно предположить чисто гипотетически, что когда-нибудь и проект канала будет реализован. Но это гипотетически, а реально, я думаю, эти перспективы крайне сомнительные – и с финансовой, и с международной, и с чисто технической точки зрения", - подчеркнул Андрей Болдырев.

27910 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ