Вестник Кавказа

Сватухина Евгения на Вести.FM рассказала о "волнах" политэмиграции из России в XIX – начале ХХ века

Говоря об истории появления русскоязычных общин в Западной Европе, необходимо обратиться к такому феномену как русская политическая эмиграция. История переселения соотечественников, в результате которого за границей складывается русская диаспора, насчитывает несколько столетий. Об этом сказала сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Сватухина Евгения, рассказывая об истории русскоязычных общин в Западной Европе.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшний выпуск был посвящен краткому обзору истории и современному состоянию русскоязычных общин в Западной Европе.

"Обращаясь к вопросу появления и бытования российской эмиграции отметим, что это чрезвычайно сложное явление. Так в современной историографии содержится множество примеров периодизации этого явления. Одна из интереснейших была разработана российским историком Н.Л. Пушкаревой, которая представила всю историю российской эмиграции в виде волн. Наше выступление выстроено с опорой на ее исследования", - обратила внимание эксперт.

В первую очередь, стоит отметить, что русскоязычные общины в Европе складывались не только из политэмигрантов, страну покидали и, исходя из религиозных и экономических мотивов. "Однако если говорить, именно о политической эмиграции, то здесь стоит вспомнить и вынужденные бегства за рубеж политических деятелей еще в период средневековья и раннего нового времени", - отметила она, приведя в пример бегство князя Андрея Курбского в Великое княжество Литовское от гнева Ивана Грозного.

"Массовый характер политическая эмиграция приобретает в XIX в. Так, политэмигрантами были покинувшие Россию нескольких десятков представителей дворянских кругов, спасавшихся от репрессий после выступления на Сенатской площади в 1825 г.

Главным центром российской эмиграции того времени был Париж, однако после французской революции 1848 года, средоточием эмигрантов из России становится Лондон. Здесь открывается основанная Герценом Вольная русская типография. Благодаря ей выходят в свет запрещенные в России произведения, преимущественно демократического, революционного направления. Кроме того, типография выполняла функцию медиатора, связывая политэмигрантов с политической жизнью России", - продолжила аналитик "Вестника Кавказа".

"Следующая волна политэмиграции, возникает после польского восстания 1863-1864 гг. Эта так называемая молодая эмиграция. Преимущественно интеллигенция. Приезжая в другие страны, они не собирались здесь оставаться навсегда (как дворяне, ухавшие после 1925 года), часто возвращались в Россию. Поэтому ни демократам-шестидесятникам, ни сменившим их народникам не удалось создать за границей налаженного быта. Но тем не менее, благодаря им сохранялась живая связь политэмигрантких кругов с российскими реалиями", - указала эксперт.

"Отметим, что к концу XIX века социальный состав политэмигрантов значительно изменяется, – к дворянам прибавляются мещане, разночинцы, интеллигенция, а вскоре и профессиональные революционеры, которые были представителями, условно говоря, маятниковой миграции. Они как известно, несколько раз уезжали за границу, потом снова возвращались и так далее", - сказала аналитик, напомним, слова В.И. Ленина, писавшего, что "благодаря вынужденной царизмом эмигрантщине, революционная Россия обладала во второй половине XIX века таким богатством интернациональных связей, такой превосходной осведомленностью насчет всемирных форм и теорий революционного движения, как ни одна страна в мире".

"С приходом к власти Александра III, сложные времена переживает не только революционное движение в России, но и политэмигрантсике круги, которые оказываются отрезанными от российских реалий.  Эту оторванность преодолевают в начале 1900-х годов эмигранты-марксисты. Они создают Союз русских социал-демократов за границей", - сказала Сватухина Евгения.

После первой русской революции 1905-1907 годов, социальный состав политэмигрантов еще расширяется – появляются рабочие, крестьяне, солдаты. "Манифест 17 октября 1905 г., амнистировав политзаключенных, одновременно способствовал возвращению на родину многих политических эмигрантов. Однако такое положение продлилось буквально несколько месяцев и вслед за спадом революционного движения по стране прокатывается лавина арестов и как начинается новая волна политэмиграции", - указала аналитик.

Конечно, этапным моментом в истории русской не только политической эмиграции, но и конечно, религиозной и экономической, становится Октябрьская революция 1917 года. "Это, отдельная большая тема обращу внимание на два важных фактора. Во-первых, отмечу крайне разнообразный социальный состав.  Так, Зинаида Гиппиус, отмечала, что страну покидали представители "всех классов, сословий, положений и состояний".  И во-вторых исход из страны цвета российской интеллигенции.

Что касается географии эмиграции, то она была обусловлена прежде всего, надеждами на скорое возвращение на родину. Отсюда популярность приграничных государств –  Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Польша. После того, как становится очевидным, что большевики в России "всерьез и надолго", границы расширяются до центральной Европы Германии, Бельгии и Франции. Городами-центрами политической жизни русской эмиграции, кроме Парижа, становятся Берлин, Прага, Белград, София, Рига", - заключила аналитик "Вестника Кавказа".

10570 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ