Вестник Кавказа

Чем запомнится 2017 год на Ближнем Востоке

Чем запомнится 2017 год на Ближнем Востоке
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Победа над боевиками в Сирии, исполнение сделки с ОПЕК, укрепление российских позиций и крах позиций США стали ключевыми событиями 2017 года на Ближнем Востоке, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" эксперты, подводя итоги уходящего года.

Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в первую очередь обратил внимание, что этот год станет временем серьезного укрепления позиций России на Ближнем Востоке. "Такого года в нашей многолетней истории еще не было: вследствие наших усилий и правильно подобранной стратегии и тактики год с точки зрения развития отношений и укрепления авторитета России выдался необыкновенно успешным, российские позиции в регионе очень серьезно выросли за это время. Прежде всего, стоит отметить исполнение сделки с ОПЕК благодаря договоренностям с Саудовской Аравией. Весь год эта сделка давала рост поступлений в бюджет России, так что успешность нашей политики на Ближнем Востоке имела непосредственное влияние на социальную ситуацию и самочувствие россиян. И это пример того, как успешная внешняя политика реализует интересы народа", - подчеркнул он.

Ключевым событием стало все же завершение основного этапа борьбы с террористическими группировками в Сирии. "Все наши рекомендации и практические действия оказались действенны, наша стратегия и тактика в Сирии сработала блестящим образом, был нанесен решающий удар по наиболее организованному, крупному и мощному отряду международного терроризма - запрещенной в РФ группировке ИГИЛ. Ситуация в Сирии остается сложной, кризис не урегулирован, но никогда наш авторитет в восточных делах не был настолько велик, как в этом году. В 2017 году все основные приглашения на переговоры и дипломатические импульсы шли из Москвы, и другие страны старались попасть в число тех, с кем мы вели беседы и кого мы приглашали, к примеру, на астанинскую площадку, ставшую основной для мирных усилий в разблокировании межсирийского диалога", - указал Андрей Бакланов.

"Поэтому год и уникален тем, что никогда прежде наши позиции на Ближнем Востоке не были столь авторитетны, как в течение этого года. Хорошо, если мы сможем и в дальнейшем утвердить этот курс на расширение нашего влияния. Стоит подчеркнуть, что российское влияние позитивно, ведь мы не несем для региона ни войну, ни конфронтацию, а стремимся все это преодолеть. Объективно, наш успех – это успех народов региона", - заключил заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов.

Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин остановился на иранских итогах года. "2017 год был юбилейным для российско-иранских отношений, так как ученые и политики Ирана приняли решение отметить в этом году 500-летнюю дату установления политических и дипломатических отношений между Россией и Ираном. Конечно, это условная дата для установления государственных отношений, тем более если говорить о торговых и культурных связях наших народов, имеющих еще более глубокую историю, но, тем не менее, в Иране и России отпраздновали эту дату совместно, что имело только положительный эффект для двусторонних связей", - сказал он.

"Нельзя не отметить число контактов между Россией и Ираном на самом высоком уровне в этом году. Президенты встречались дважды – в марте в Москве и в ноябре в Тегеране. Между странами весь год велись активные переговоры, в том числе, по будущему Сирии, и в целом, конечно, 2017 год был удачным для российско-иранских отношений. Из более крупных региональных событий наиболее важным, конечно, стала победа над боевиками в Сирии и Ираке", - добавил Владимир Сажин.

Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев охарактеризовал 2017 год как время "торжественного шествия" государств, которые прежде было принято называть странами третьего мира. "Это шествие мусульманских стран Ближнего Востока и части Африки характеризуется стремлением к суверенитету и самостоятельному определению своей судьбы, даже при осознании того, что своих ресурсов может быть недостаточно. На мой взгляд, в этом году Вашингтон полностью потерял контроль над ситуацией, которую он же сам и создал. Год показал очень ярко, что текущие процессы на Ближнем Востоке более не вписываются в рамки американских планов на регион", - заявил он.

Одним из ключевых примеров этой независимости от США стало создание формата Иран-Россия-Турция. "Трехсторонняя встреча в Сочи президентов Рухани, Путина и Эрдогана продемонстрировала, что региональные центры силы впервые за долгое время осознали, что их соперничество приводит к тому, что ситуацию никто внутри региона не контролирует, а мир рушится, и спасти его можно только едиными усилиями. И это действительно важно, что страны Ближнего Востока стали думать не только о своих суверенитетах, но и об интересах региона в целом. Прежде было очень сложно представить, что Турция и Иран будут вместе при участии России решать региональные проблемы, по которым до того никогда не могли договориться. В 2011 году позиции были диаметрально противоположны, казалось, их было невозможно совместить, конфликт между Россией и Турцией тоже поначалу казался непреодолимым, однако государства смогли кардинально изменить это положение дел", - обратил внимание Юрии Мавашев.

Этот важнейший опыт ближневосточного урегулирования 2017 года дает позитивный пример внутрирегионального самостоятельного решения проблем для всего мира. "А это, в свою очередь, означает, что для США на Ближнем Востоке и в мире в целом наступают очень непростые времена. Это показала и история с признанием Иерусалима столицей Израиля, безответственный шаг, который был почти единогласно осужден другими государствами. Теперь для США стоимость дружбы других государств значительно возрастет. Теперь дружить с США становится для стран Ближнего Востока чем-то не только немодным, но и неприличным. Репутационный ущерб, который понесли США в этом году, колоссален. Таков итог того, что началось с войной 2003 года, когда был разрушен хрупкий этноконфессиональный баланс в Ираке, а далее уже и везде был затронут и пущен вспять целый ряд ближневосточных процессов. США думали, что смогут все это контролировать, бомбя одних и покупая других, но в 2017 году все вышло совершенно иначе", - резюмировал руководитель политического направления Центра изучения современной Турции.

13040 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ