Вестник Кавказа

Александр Стерник: у России и Турции велик потенциал взаимодействия в Центральной Азии

Россия развивает сегодня на реалистичной основе свои отношения с центральноазиатскими республиками, заявил на третьей пленарной сессии "Стратегические интересы и перспективы взаимодействия России и Турции в решении региональных проблем" международной конференции "Россия и Турция": укрепление многопланового сотрудничества" директор Третьего департамента стран СНГ МИД России Александр Стерник.

"Россия с 90-х годов присутствует в регионе, нас связывает очень многое. В 2014 году к нам приехало 6,4 млн граждан Центральной Азии. В свою очередь, 5,6 млн российских соотечественников проживает в регионе. Со странами Центральной Азии в Москве заключено 890 двусторонних документов и соглашений, причем 70% из них носят экономический характер. Объем товарооборота порядка $35 млрд в год. Действует более 7 тыс предприятий с российским капиталом, накоплено около $14,5 млрд инвестиций. Только за 2014 год выходцы из Центральной Азии перевели себе на родину $11,5 млрд, причем размер отдельной операции в среднем составил $300-400, что, собственно, является достойным заработком для некоторых районов Центральной Азии", - напомнил статистику Стерник.

Дипломат подчеркнул, что Россия всегда помогала своим восточным соседям. "Отдельными строками в нашем бюджете прописаны расходы на поддержание обороноспособности и безопасности наших союзников. Это при том, что ряд субъектов РФ являются дотационными и, в принципе, сами в праве рассчитывать на международную помощь развитию. Все это показывает нашу искреннюю заинтересованность в стабильном развитии государств Центральной Азии. Ведь сами эти страны видят в России силу, способную в случае чего обеспечить их безопасность не на словах, а на деле. Для этого, практически со всеми из них у нас заключены соглашения, договоры о стратегическом партнерстве или союзничестве", - отметил он.

Стерник признал наличие в Центральной Азии интересов и у Турции. "Отмечаем стремление Анкары стать влиятельным игроком в Каспийском, Центральноазиатском направлениях. Некоторые эксперты утверждают, что этому способствует этническая близость между народами и имидж Турции как страны, успешно сочетающей демократию с традициями ислама. Но главное, все-таки, заключено в обоюдной заинтересованности в развитии торговли, инфраструктуры. Мы понимаем, что стратегическое значение для Турции имеет добыча и транспортировка энергоресурсов из Прикаспия на мировые рынки через свою территорию. Не соглашусь с мнением о столкновении интересов наших стран. Разумеется, конкуренция на уровне хозяйствующих субъектов была и будет, но это лишь стимулирует качество нашего сотрудничества", - уверен дипломат.

По его оценке, российско-турецкого взаимодействие со странами Центральной Азии пока незначительно. "Оно могло бы четче охватывать различные сферы помимо борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью и наркотрафиком. Не только на двусторонней основе, но и в рамках ШОС Турция, как известно, готова к диалогу. На мой взгляд, шагом в развитии взаимодействия в энергетической сфере могло бы стать приглашение заинтересованных стран ЦА в участии в нашем проекте поставок энергоресурсов, природного газа в Южную Европу"№, - предложил Александр Стерник.

"Задача на перспективу – создание глубокой зоны свободной торговли между Турцией и ЕАЭС. Такая работа должна быть частью формирования единого пространства на Евразийском континенте – единого экономического пространства. В более широком плане, почему бы нашим ученым, политологам не обратить внимание на разработку обоснования панславянской, пантюркистской и какой-то еще именно объединительной концепции Евразийской цивилизации – цивилизации, народы которой соединены совместной историей, духовным наследием, общими экономико-географическими пространствами. Я думаю, российский МИД будет готов внести свою лепту в эту работу", - заявил дипломат.

16130 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ