Вестник Кавказа

Фикрет Рзаев: "Профессия учителя в Азербайджане становится все более востребованной и престижной"

"Вестник Кавказа" побеседовал с проректором Азербайджанского государственного педагогического университета Фикретом Рзаевым о реформах системы образования, росте престижа профессии учителя и работе со студентами в современном Азербайджане.

- Прежде всего, Фикрет муаллим, завтра в Азербайджане пройдут выборы, планируете ли вы голосовать?

- Естественно, я пойду на выборы. Мне нравится та позиция, что в демократической стране голос гражданина действительно является решающим – "это моя страна и в этой стране все зависит от меня". Я бы очень хотел, чтобы такая позиция, характерная для европейских стран, распространилась бы на всем постсоветском пространстве. Конечно, я будут голосовать, ведь мой голос гражданина республики должен звучать, это мой гражданский долг, и я его обязательно исполню.

- Какое внимание уделяется развитию учебных заведений в Азербайджане в настоящее время, заметны ли позитивные тенденции?

- В последние годы был принят ряд очень важных постановлений в связи с развитием образования, которое сейчас идет по двум направлениям. В первую очередь это модернизация школ, ремонт старых и возведение новых. Введено обязательное участие детей в детских садах, где они проходят подготовку к школе. Активно ведется строительство школ модульного типа, которые легко и быстро собираются, благодаря чему порядка 80% школ Азербайджана либо полностью отремонтированы, модернизированы и оснащены по последнему слову техники, либо построены заново. Наши школы компьютеризированы, в них есть электронные доски и другие суперсовременные средства обучения. Бывает, что наши студенты идут на педагогическую практику, а потом рассказывают, что проекторы и электронные доски, которых у нас в университете мало, в школах распространены повсеместно.

Второе направление – это создание новых учебников и повышение уровня подготовки учителей. Впервые, может быть, за всю историю нашей школы проводится диагностическое оценивание знаний учителей. В этом, конечно, нет желания выгонять повально всех, кто не годен, но это чрезвычайно стимулирует работу учителей по повышению собственного уровня. Если они не проходят экзамен, им дают дополнительное время, с ними проводят тренинги, и это заметно меняет систему. Еще одно новшество – это прием на работу в школах, который проводит Министерство образования. Первый этап – это тестовые экзамены, затем второй этап – интервью, поскольку в школу нельзя допускать людей, психологически не выдержанных. С каждым человеком, который прошел экзамены, проводят собеседование, как минимум, четыре человека, включая опытного школьного работника, зачастую директора школы, психолога, профессионального преподавателя той же специальности и представителя министерства. Все это в комплексе дает возможность говорить о том, что в системе образования грядут серьезные изменения, результаты которых можно будет увидеть через 10-15 лет, ведь она действует не так, что эффект от реформ достигается за 1-2 года. Три года я работал членом совета по оценке учебников, и хорошо знаю, как изменилась система приема рукописей, обработки, анализа и рекомендаций к печати одного из тендерных вариантов учебников.

- Какое место в реформах системы образования занимает повышение престижа профессии учителя?

- Когда в Министерство образования пришел Микаил Джаббаров со своей командой, они ввели очень много новшеств, в том числе у них было желание поднять престиж педагогической профессии. Для этого сразу же было принято решение: выделяется 300 стипендий по 100 манатов в месяц для тех, кто, поступая в вузы, избрал педагогические специальности первой и второй (учитель математики, языка, географии) и набрал больше 500 баллов. В итоге лучшие студенты, будущие педагоги, получают 100 манатов в дополнение к обычной стипендии, что приближается к зарплатам работающих педагогов, что для учащихся очень хороший доход. Одновременно появляется уверенность в том, что они при хорошей подготовке обязательно найдут работу в школе, сдадут экзамены и будут учить детей. Если вернуться к диагностике знаний учителей, то она позволяет совершенно иначе регулировать зарплаты, у нас есть учителя, которые благодаря высокому уровню квалификации зарабатывают по 1000 манатов в месяц и даже больше. Таким образом, для молодых людей, которые, скажем, заканчивают сейчас школу в регионах, появляется существенный стимул идти в учителя, они видят, что учительская профессия становится все более востребованной и престижной.

- Какова динамика учащихся на русском языке в Азербайджане?

- Электронная форма подачи заявлений в Баку в первые классы в последние годы свидетельствует о том, что увеличился приток желающих учиться в русском секторе. Можно сказать, маятник интереса качнулся в другую сторону, так как у нас была ситуация, когда в школах осталось мало учителей русского языка, у которых не было нагрузки. Теперь же каждый год к нам обращается руководство Бакинского городского управления образования с просьбой направить к ним всех выпускников русского сектора начальной подготовки (учителей начальных классов), которых уже в сентябре после выпуска принимают на работу в школы. Конечно, это тоже поднимает престиж учителей. Проблема трудоустройства и зарплаты есть во всем мире, и если наши дети видят, что престиж учительской профессии и востребованность учителей, а с ними и зарплаты повышаются, то, естественно, более охотно поступают в наш Азербайджанский государственный педагогический университет.

- Какую роль во всех этих преобразованиях играет Азербайджанский государственный педагогический университет?

- АГПУ реализует государственный заказ на все учительские специальности, которые есть в системе среднего образования. Я всегда подчеркивал, что, если надо изменить систему образования и увидеть ощутимые результаты, в первую очередь надо реформировать педагогические университеты, которые обеспечивают кадрами средние учебные заведения. Поскольку я об этом много говорил, меня назначили в наш университет на должность проректора, затем у нас появился новый ректор Джафар Джафаров, после чего и начались изменения. У нас есть очень большое желание сделать Педагогический университет центром педагогической теоретической мысли и практических разработок. Мы готовим учителей, и мы должны готовить их с учетом современных тенденций, которые есть в мировом образовательном пространстве. В Азербайджане часто говорят о том, что у человека любой профессии когда-то был учитель, а значит, к профессии учителя нужно относиться совершенно по-особенному.

Естественно, мы планируем свою работу с учетом потребности республики в кадрах в той или иной области. Есть ряд учебных заведений, для которых подготовка учителей на 3-5-м месте, но при составлении общего плана приема мы учитываем и их будущих выпускников. К примеру, в БГУ очень большой филологический факультет, на нем есть специальность "русский язык и литература", в последние годы набор на эту специальность там превышает 100 человек, есть Бакинский славянский университет, где "русский язык и литература" – это одна из ведущих специальностей, ее же можно получить и в Азербайджанском университете языков. В связи с этим у нас нет специальности "русский язык и литература", поскольку потребность в этих кадрах удовлетворяют другие вузы. При этом у нас есть факультеты и специальности для русского сектора обучения – это факультет начальной подготовки и объединенный факультет химии и биологии (чьи выпускники могут преподавать одновременно химию и биологию, что востребовано в сельских школах), а также кафедра иностранных языков, где ведущую позицию занимает как раз русский язык.

- Какую внеучебную работу с молодежью проводит университет?

- Мы понимаем, что студенты – это активная часть нашего общества, люди, с которыми необходимо поддерживать живой контакт, общаться. Работа с молодежью в Педагогическом университете – это как раз одна из самых важных сфер моей деятельности в должности проректора. Когда я только пришел в вуз, его молодежную студенческую организацию никто не знал, а в прошлом году она удостоилась диплома Министерства молодежи и спорта как лучшая студенческая организация в республике. В работе со студентами я исповедую принцип врачей "не навреди" – не должно быть ничего принудительного, можно только помогать им в их позитивных начинаниях. Я всегда выслушивал все студенческие инициативы и старался помочь с их реализацией, к примеру, мы организовали Клуб интеллектуальных игр, у нас действует движение дебатов, в рамках которого наши студенты получили множество призов, работают театральные кружки, в которые приглашаются профессиональные режиссеры для постановок. Также я стремлюсь к тому, чтобы как можно больше республиканских мероприятий проводили в стенах нашего университета, то есть в целом у нас беспрерывно идет очень активная студенческая жизнь.

Разумеется, я всегда говорил, говорю и буду говорить, что все это направлено на то, чтобы служить повышению профессиональной подготовки наших студентов и формированию их как граждан нашей страны. Это две наших первостепенных задачи – профессиональная подготовка в той области, которую они выбрали, и формирование гражданина с активной жизненной позицией.

19520 просмотров