Вестник Кавказа

Андрей Грозин: "Каспийская конвенция расширяет возможности для сбалансированного экономического развития региона"

Подписание этим летом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря стало главным событием года для пяти прикаспийских государств. О значении документа "Вестнику Кавказа" рассказал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

- Как повлияет Конвенция о статусе Каспийского моря на развитие региона?

-Это исторически значимое событие, безо всякого преувеличения, безо всякой излишней комплиментарности. Удалось решить проблему, которая копилась несколько десятилетий. Сейчас мы видим, что даже такой сложный, серьезный, запущенный вопрос можно решить при наличии доброй воли и активной дипломатии.

Подписание Конвенции расширяет возможности для сбалансированного экономического развития региона, без крена в сторону национальных "эгоизмов". В течение последних 20 лет каждое прикаспийское государство решало свои проблемы самостоятельно, а сейчас появилась возможность для сбалансированных подходов в реализации крупных проектов, в том числе связанных с транспортом и логистикой, с добычей углеводородов, с топливно-энергетическими комплексами прикаспийских государств. 

Туркменистан, Казахстан и Азербайджан с момента обретения независимости связывали самые радужные надежды именно с Каспием и его ресурсами. Это основное, что им досталось после распада СССР. 90% всей нефти в Казахстане добывается в западных регионах страны, в первую очередь в прикаспийских регионах. То же самое относится к Азербайджану, то же самое можно сказать и о Туркмении, пусть в меньшей степени.

Опираясь на эти ресурсы, эти три государства и планировали в течение последних десятилетий суверенного развития свое существование, ориентируясь на отношения с иностранными инвесторами - первоначально с инвесторами с Запада, в последние годы с инвесторами с Востока. Сейчас появилась возможность, опираясь на Конвенцию, выработать некий общий свод правил, в соответствии с которым  можно будет выстраивать не противоречащее друг другу совместное экономическое развитие: строить дороги, прокладывать трубопроводы, разрабатывать углеводородные месторождения, развивать коридоры, широтные, меридиональные, какие угодно. 

- Остались ли спорные вопросы?

- Остались вопросы, связанные со спорными месторождениями, с прохождением линий границ, с национальными секторами, с разделом дна. Но все они носят сугубо рабочий характер. Такие проблемы уже можно решать в рамках этого общего документа, который был подписан в августе. 

- Конвенция решила вопросы, связанные с безопасностью?

- Подписание Конвенции, это отметили все эксперты, в первую очередь, закрыло Каспий от внерегиональных военных сил. То есть по сути дела, продвижение внерегиональных военных структур - баз, центров транзитных перевозок, центров подготовки, центров наблюдения и борьбы за осетра с использованием иностранных военных, некаспийских - сейчас весьма затруднено. Поэтому стороны, подписав Конвенцию, лишний раз подтвердили и официально задокументировали тезис о том, что безопасность Каспийского региона, Каспийского моря относится к компетенции только пяти прикаспийских государств. 

-Как повлияет Конвенция о статусе Каспийского моря на развитие туризма в регионе?

- Это очень актуальная тема, причем с каждым годом она становится все более актуальной. Мы видим, что в Центральной Азии набирают силу процессы объединения в рамках возможного "центральноазиатского шенгена". Возможно, в перспективе появится единая туристическая виза, единое туристическое пространство на восточном берегу Каспийского моря. 

То же самое идет по линии сопряжения туристических потенциалов КНР и со странами Центральной Азии, и со странами Южного Кавказа, и с РФ. Я не исключаю, что эксперименты по взаимному облегчению получения виз туристическими группами и отдельными туристами, которые проводятся в некоторых восточных регионах России и Китая, могут быть расширены до уровня межгосударственного.

Понятно, что Каспий, обладая серьезным, эксклюзивным экологическим, биологическим разнообразием, будем пользоваться успехом у тех же китайских туристов, ставших наиболее привлекательной туристической массой, за которую борются и страны Запада, и страны Востока. Каспий будет привлекать их также точно, как привлекает сейчас Байкал, даже, может быть, в большей степени, поскольку Каспий во многом уникальный биологический объект, который заслуживает очень серьезного туристического внимания. При хорошей маркетинговой работе, при координации со всеми пятью каспийскими государствами политики в области туризма, можно достичь очень серьезных результатов. Стороны уже движутся в этом направлении.

26455 просмотров