Вестник Кавказа

Алексей Власов: «Казахстан ждет массовая ротация как в силовом, так и в экономическом блоке»

Главный редактор ВК, политолог Алексей Власов о том, что ждет Казахстан после президентских выборов


- 3 апреля в Казахстане прошли президентские выборы. Итог их был фактически предрешен, но окончательные результаты голосования будут известны позднее. Какие выводы можно сделать по «горячим следам»?

- Итог номер один. Явка удалась – на избирательные участки пришло более 85 процентов. Судя по предварительной информации, организаторы президентской кампании могут быть довольны. Народ пришел на избирательные участки, а, значит, стратегическая победа Нурсултана Назарбаева стала реальностью. Осталось только понять, какой будет реакция международных структур, ответственных за мониторинг выборов. Любопытная деталь, если в первые несколько часов шла активная рассылка неформалов-наблюдателей из «Общества молодых профессионалов» по поводу нарушений на избирательных участках в регионах, то после двух часов дня по Москве поток иссяк. Подарки для избирателей, впервые пришедших на голосование, как-то не тянут на массовые фальсификации. Говорить особо, тем более с заходом на западные информационные ресурсы, было явно не о чем. Команде Назарбаева, похоже, не пришлось задействовать неформальные варианты.

- Теперь какие вопросы выходят на первый план для команды Назарбаева?

В течение ближайших нескольких дней можно будет подвести предварительные итоги общего хода избирательной кампании, обозначить наиболее актуальные тренды, просчитать наиболее вероятные кадровые изменения. Но, пожалуй, уже сейчас очевидно, что вопрос номер один – тема возможных кадровых перемещений по двум главным направлениям: администрация президента и правительство. Пост спикера Сената интересен только как пересадочный пункт, но ни в коем случае не рассматривается как позиция для рывка.
На протяжении последних нескольких недель именно две эти темы составляли часть информационного фона вокруг выборов. Тем более, что по закону правительство должно подать в отставку, и многим экспертам казалось, что это «точка невозврата» для казахстанского премьера Карима Масимова, который объективно «пересидел» в своем кресле по меньшей мере несколько месяцев, нарушив вольно или невольно одно из главных аппаратных правил, а именно, умение вовремя уйти в тень и стартовать с новых позиций, опираясь на тот политический и не только капитал, который был нажит непосильным трудом в премьерской должности. Но теперь, похоже, президент Казахстана готов смешать карты в уже подготовленном кем-то раскладе и сохранить Масимова на прежней должности, несмотря на мощное аппаратное давление со стороны тех, кто уже мысленно примерял премьерский портфель, не задумываясь о том, «а по Сеньке ли шапка?»
Поэтому с одной стороны, понятно желание некоторых политиков из ближнего круга «порулить» в поствыборный период. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что и связанные с премьером СМИ, а также некоторые оппозиционные издания вдоволь потоптались на реальных и мнимых претендентах, чуть ли не каждый день публикуя списки «наиболее вероятных претендентов на премьерское кресло». Понятно, что цена этим спискам – десять тенге в базарный день, но всегда удобно донести информацию наверх о немереных амбициях "претендентов на…", отталкиваясь от текстов таких разухабистых публикаций.

- Чем, по-вашему, определяется «актуальность» Карима Масимова?

- В том числе и его прекрасными связями с частью российской политической элиты. Некоторые эксперты почему-то преуменьшают значение данного фактора, а между тем, в условиях движения к Единому экономическому пространству, тесные партнерские отношения с Кремлем не менее важны для Астаны, нежели, например, модная ныне тема братания с Пекином или же прозападная ориентация некоторых близких к Назарбаеву людей. Это, собственно, и есть принцип многовекторности, воплощенный в кадровой политике Нурсултана Назарбаева. И роль Масимова в этой схема исключительно важна.
Другой вопрос, что искусственное выведение премьерского поста из цепочки кадровых перемещений лишь усилит внутреннюю борьбу за другой не менее важный пост - главы администрации президента. И если оправдаются слухи о том, что Аслана Мусина ожидает вакантная должность спикера сената, то, по сути дела, это единственное свободное кресло, которое на перспективу может открыть очень серьезные аппаратные возможности для его нового обладателя.

- Кто может занять пост главы президентской администрации?

- По слухам, на нее претендует сразу несколько обитателей «левого берега», но при прочих равных условиях и с учетом успешно проведенной избирательной кампании достаточно перспективными представляются позиции зампреда партии «Нур Отан» Нурлана Нигматуллина, хотя и в этом случае есть определенные ограничения, которые связаны с тем, что глава президентской администрации – прежде всего, идеолог, в то время, как зампред «Нур Отан» до сих проявлял себя как исключительно сильный организатор. Но тут опять-таки не очень понятно, какие именно задачи будут стоять перед новым главой администрации.
Вполне возможно, что этот вопрос будет решаться «с колес». Да и нельзя забывать и о «факторе Назарбаева», который все равно решит не так, как думают все остальные. Хотя нужно признать, что ожидание все-таки непривычно затянулось. А потому вполне вероятно, что правы те эксперты, которые прогнозируют не точечную, а массовую ротацию как в силовом, так и в экономическом блоке. Что же, если этот прогноз верен, то до его реализации, возможно, остались считанные часы. А так - наши безусловные поздравления народу Казахстана. В очередной раз он сделал правильный выбор.

25395 просмотров