Вестник Кавказа

Обзор грузинской прессы 1-7 марта

Обзор грузинской прессы 1-7 марта
© Фото: Сайт правительства Грузии

Адвокаты телекомпании "Рустави 2" отправили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) дополнительную документацию для продления механизма по приостановлению исполнения решения властей. Среди документов есть заявления Госдепартамента США, президента Грузии Георгия Маргвелашвили, неправительственного сектора, политических партий и СМИ. Имеется также и аргументированная позиция юристов телеканала, почему именно важно остановить исполнение решения Верховного суда Грузии. Срок действия механизма по приостановлению исполнения истекает 8 марта. По делу "Рустави 2" Страсбургский суд принял беспрецедентное решение, впервые приостановив действие постановления высшей судебной инстанции Грузии.

Надолго ли ЕСПЧ заступился за "Рустави 2"?

В этой связи глава МИД Грузии Михаил Джанелидзе, находившийся в Страсбурге, заявил, что на встрече в суде обсуждались грузинские реформы. "Мы обсудили положительную статистику - сокращается количество заявок из Грузии, что указывает на прогресс, которого добилась наша страна в плане защиты прав человека", - заявил глава грузинской дипломатии, не уточнив, однако, обсуждалось ли в ЕСПЧ дело "Рустави 2", - пишет газета "Резонанси". "Министерство иностранных дел и министр не рассматривают конкретные дела. Разговор был обо всех реформах, которые связаны с развитием страны и прогрессом. По конкретным делам с ЕСПЧ не уполномочены говорить ни министр иностранных дел, ни президент страны",– пояснил Джанелидзе. На минувшей неделе в Страсбург также отправились Кибар Халваши и его адвокат Паата Салия. В своем заявлении сторона телеканала требовала использовать этот механизм до окончательного решения ЕСПЧ, но судья частично удовлетворил их позицию и воспользовался правом промежуточной меры на пять дней до ознакомления с делом. Прежде чем ЕСПЧ объявит решение по этому делу, 80 журналистов и 25 неправительственных организаций говорят о важности свободы слова и требуют от европейских судей заступиться за "Рустави 2".

Параллельно с этим судебным разбирательством властей постоянно критиковали редакционную политику этой телекомпании, а Верховный суд по такому сложному делу вынес решение в кротчайший срок. "В разных инстанциях грузинского суда эти и другие факты создали ощущение, что нынешним владельцам "Рустави 2" ограничили право на справедливый суд внутри страны", - отмечает издание.

"На фоне этих впечатлений мы рады, что ЕСПЧ посчитал приоритетным дело "Рустави 2" и временно приостановил исполнение решения грузинского суда. Надеемся, что до окончательного разбирательства ЕСПЧ оставит в силе это решение и независимые от властей СМИ смогут продолжить вещание до завершения спора… Решение ЕСПЧ по этому делу важно для грузинского общества, потому что власти утверждают, что это спор между двумя частными субъектами, с чем не согласна часть общества, которая считает это попыткой властей овладеть самым рейтинговым и критичным по отношению к властям каналом", - сообщается в письме к Страсбургскому суду, которое подписали порядка 80 журналистов из разных СМИ. Похожее обращение к ЕСПЧ направили и 25 неправительственных организаций. "Они заявили, что обсуждению на национальном уровне сопутствовало много обстоятельств, которые ставили под сомнение беспристрастность суда по этому делу, а также указывали на заинтересованность властей в результате этого спора", - пишет газета. Неправительственные организации считают важным, чтобы Страсбургский суд рассмотрел жалобу телекомпании, а до принятия окончательного решения необходимо использовать механизм временного приостановления. По словам президента Георгия Маргвелашвили, закрытие "Рустави 2" будет серьезным ударом по грузинской демократии и международному имиджу. "Рустави 2" открыто декларирует, что является телеканалом прозападной ориентации, что имеет некий международный контекст, поэтому сенситивность дела растет", - заключает "Резонанси".

 

Куда уходят зарплаты сотрудников ГЖД?

Система выплат зарплат в "Грузинской железной дороге" (ГЖД) настолько запутана, что не выдерживает никакой критики. В организации, зарплатный фонд которой составляет около 145 миллионов лари, на зарплаты 10 тыс. человек тратится 90 млн лари. При этом более 50 млн лари тратится на зарплаты 2000 человек, которые занимают руководящие посты компании. Вместо развития организации и достижение финансовой выгоды, миллионы лари тратятся на благосостояние нескольких десятков людей. Естественно, это происходит за счет труда тысяч человек, которые из страха потерять работу вынуждены соглашаться на мизерное вознаграждение, пишут упомянутая газета "Резонанси". По словам председателя "Ассоциации железнодорожников Грузии" Валерия Макишвили, после смены власти ГЖД стала убыточной организацией, что связано с назначением непрофессиональных людей на руководящие посты. Состав наблюдательского совета и менеджмент изменился после парламентских выборов 2012 года, отметил он.

"По решению Партнерского фонда, 27 ноября 2012 года еще один учредитель "Лиги избирателей" Кока Гунцадзе стал председателем наблюдательского совета. Сменился и гендиректор компании - с 2013 года этот пост занимает Мамука Бахтадзе. Согласно исследованию Сети информационных центров, проведенному на основании имущественных деклараций должностных лиц, выясняется, что особое внимание привлекает доход Мамуки Бахтадзе. Исследование подтвердило, что годовая зарплата гендиректора АО "Грузинская железная дорога" составляет 225 134 лари… В сумме, годовой доход Мамуки Бахтадзе составляет 289 591 лари, что в среднем в месяц составляет 24 132 лари", - пояснил Макишвили, добавив, что зарплатный фонд практиков- железнодорожников составляет 80-90 млн лари с учетом налогов, а куда идут "остальные 50 млн, обществу неизвестно", отмечает газета.

В последние годы сотрудники ГЖД несколько раз протестовали против трудовых условий, выступления проходили по инициативе "Объединенных профсоюзов". Но, несмотря на это, по существу ничего не изменилось, убежден председатель профсоюза ГЖД Виталий Гиоргадзе. "Четыре года мы протестовали для повышения зарплат. Некоторая категория работников этого добилась, но остались тысячи людей, которые получают 400-500 лари, в то время как в департаменте железной дороги получают очень высокие зарплаты. Средняя зарплата составляет от 5 до 7 тыс лари, в то время как работники получают от 350 лари. Средние и высокие должностные лица получают неоправданно большое вознаграждение, а работники нижнего звена - мизерную сумму", - приводит издание слова Гиоргадзе. Он добавил, что большинство работников премий не получают, однако высшее руководство компании регулярно пользуется этой привилегией. "Несмотря на всю борьбу, никакого прогресса мы не добились, нет политической воли. Высокопоставленные лица сами получают огромную выгоду и живут счастливо. О тех, на чьем труде стоит железная дорога, никто не думает. Всеми законными средствами мы пытаемся защитить права работников ГЖД, мы не остановимся, пока не добьемся своего", - заключил Гиоргадзе.

"Мечта" против президента: новое обострение старого конфликта

На прошлой неделе обострился уже четыре года тлеющий конфликт между правящей партией "Грузинская мечта" и президентом страны Георгием Маргвелашвили. Спикер парламента Ираклий Кобахидзе пригрозил провести непрямые выборы президента не через 7 лет, а на следующий год, если Маргвелашвили продолжит делать некорректные заявления (подразумевается критика в адрес партии). "Это должно стать неким наказанием для "некорректного" Маргвелашвили. Ультиматум Кобахидзе поддержала почти вся "Грузинская мечта", а глава администрации президента Георгий Абашишвили ответил на критику с иронией: "Давайте запишем в конституции, что президент Грузии не имеет права проявлять характер", - пишет "Резонанси".

"По оценке политологов, это позорный ультиматум, когда судьба президентского института зависит от того, нравятся или нет "Грузинской мечте" заявления действующего президента. Они связывают это раздражение "Мечты" не только с критикой Маргвелашвили в адрес конституционной комиссии, но и с тем, что президент осторожно выразил поддержку "Рустави 2", первая леди Мака Чичуа появилась на акции протеста во дворе телекомпании, а глава администрации президента в полушутливой форме предложил выкупить "Рустави 2" из резервного фонда. Ровно 4 года назад экс-премьер Бидзина Иванишвили заявил, что Маргвелашвили после избрания на пост президента "проявил характер и принципиально другие качества", из-за чего он разорвал отношения с президентом", - сообщает газета.

Критика "Грузинской мечты" в адрес Маргвелашвили началась именно после этого заявления. Лидером противостояния был тогдашний глава правительства Ираклий Гарибашвили. После назначения Георгия Квирикашвили конфликт немного приутих, но намерение правящей партии еще больше ограничить президентские полномочия и ввести непрямые выборы президента вновь оживило это противостояние. Угрозы со стороны Кобахидзе последовали за заявлением Маргвелашвили, в котором президент выразил поддержку "Рустави 2" и в ответ на вопрос журналиста заявил, что "в конституционной комиссии идет не содержательный и глубокий пересмотр документа, а принятие решений, связанных с конкретным политиком", - заявил Маргвелашвили, имея в виду себя, продолжает "Резонанси". Кобахидзе назвал эти слова "некорректными" и заявил, что оценка Маргвелашвили является осознанной попыткой дискредитирования конституционной комиссии и ввода общественности в заблуждение. Кобахидзе пригрозил главе государства, что "Мечта" может пересмотреть позицию и провести непрямые выборы президента не через 7 лет, а на следующий год. Вслед за Кобахидзе все члены партии стали обвинять президента в некорректности, вводе общественности в заблуждение и политической спекуляции. По словам главы парламентского комитета обороны и безопасности Ираклия Сесиашвили, заявление Маргвелашвили не только неадекватно, и дискредитирует всех членов комиссии, заключает "Резонанси".

15135 просмотров