Вестник Кавказа

Устоит ли во Владикавказе Дом польский

Тамара Бунтури, Владикавказ

Польское национальное общество - для Северной Осетии экзотика. Католический приход, затерянный в частных домах в старой части Владикавказа, аристократические фамилии: Потоцкие, Вишневецкие, Сикорские, Грудзинские… От них веет Европой, особой старосветской культурой, изысканными манерами и тонким ароматом почти утраченного аристократизма. Дом польский - член общественного движения «Наша Осетия», но этнических поляков или хотя бы людей, имеющих польские корни, в нем с каждым годом все меньше.

«Много ярких членов организации, которые представляли единую команду, в течение последних пяти лет покинули Владикавказ, - говорит председатель Дома польского Вероника Зеленская. – В прошлом году в столицу уехала семья Ольги Потоцкой, художественного руководителя любимого в городе польского ансамбля «Каролинка». Именно ее заслуга в том, что «Каролинка» стала визитной карточкой нашей организации. Дети и молодежь с удовольствием занимались, разучивали польские песни и танцы. У ансамбля был обширный репертуар, и это при том, что подавляющее большинство его участников не имело музыкального образования». Дом польский настолько выразительно заявил о себе, что уже на следующий год после его создания, в 2002 году, во Владикавказ приехала консул по работе с полонийными организациями России Виолетта Собераньска. «Каролинка» восхитило консула, и она подарила детям путевки в летний лагерь на исторической родине.

Не менее колоритным выглядело и старшее поколение. «Боже мой, какие были люди, - вздыхает Зеленская. – Пан Собецкий Николай Макарович, представитель польских аристократов. Вы бы видели его стать, его манеры! Такое не купишь ни за какие деньги. Это воспитание, это в крови». Пана Собецкого вместе с другими поляками выселяли на Кавказ под пули горцев. Во Владикавказе возник польский квартал, ныне пересечение улиц Горького и Тамаева. Поляки настолько верующий народ, что существует поговорка: «Если встретились два поляка, то они говорят о постройке костела. Если же подошел третий, то уже начинают строить».

Когда в город прибыл на службу Черниговский пехотный полк, состоящий из выходцев из Польши, то в молельном доме стало тесно. На пожертвования прихожан был возведен костел Антония Падуанского. На территории еще недавно находилась школа. В здании Банка «Гамид» располагалось римско–католическое училище. Со стороны улицы Бородинской - резиденция ксендза. Рядом с костелом – часовня для отпевания, захоронения почетных членов польской общины, неподалеку – конюшня. В 1937 году все это было уничтожено.

Уходили язык, традиции, вера, но старушки еще хранили молитвенники на польском языке. С возникновением общества (а цель создания была самой простой – хотелось общаться) представители польской нации получили возможность следовать своей культуре. Польша всячески поддерживала и поддерживает полонийные организации в России. Работают курсы, лагеря, семинары, Российский конгресс поляков ежегодно собирает в Москве всех председателей польских обществ, существующих в регионах.

«Когда–то в организации насчитывалось около 200 человек. Среди них и те, кому просто нравится польская культура. Собирать актив приходилось по крупицам - западные и восточные славяне на территории России настолько переплелись, что молодое поколение уже ощущало себя русскими. «Звучали у нас в обществе и грузинские фамилии, Чкареули, Майсурадзе, - говорит Зеленская. – Уж очень охотно женились грузины на красивых полячках». Все национальные общества под эгидой движения «Наша Осетия» живут одной семьей. Они вместе и в радости и в горе. «В первом теракте на Центральном рынке Владикавказа Ванда Кочаровская потеряла восемнадцатилетнюю дочь, сама инвалид первой группы, - рассказывает Зеленская. – В Беслане были поляки Ивашкевичи… Польша тоже не осталась в стороне, оказывала помощь пострадавшим. По личному приглашению президента Леха Качиньского группа из 180 человек получала курс реабилитации на Балтике. Была оказана помощь и беженцам из Южной Осетии, в частности, многодетной семье Яновских».

- Как бы вы одним словом охарактеризовали национальную особенность поляков?

- Есть в русском языке слово «гонор». Это высокомерие, пренебрежение к окружающим. Для поляка «хонор» совсем иное - честь, благородство, хорошее воспитание. Если поляк что – то делает, то обязательно хорошо. Кстати, молодежь наша показала и показывает отличные успехи в учебе. Двенадцать студентов за 10 лет существования организации получали стипендию из Польши.

- Торговля – не ваша национальная черта?

- А как вы хотите. Поляки вынуждены быть предприимчивыми. Этой страны одно время вообще не было на карте мира, и наша нация рассеяна по всему свету. Естественно, приходилось приспосабливаться и выживать. Но народ сохранил главное – язык и католическую веру. Сегодня Польша – оплот католицизма. Поляк, не пришедший на утреннюю воскресную мессу – не поляк. Часть членов Дома польского – прихожане католического прихода Вознесение Иисуса Христа. Настоятель прихода отец Януш Блаут - гражданин Польши. Но, к сожалению, не могу сказать, что наша молодежь активно посещает приход, хотя «Каролинка» и исполняла церковные песнопения в светском варианте.

Вероника Зеленская использует любую возможность показать талантливых исполнителей в Польше - этим летом хоровой коллектив детской музыкальной школы Беслана ездил на Балтику. Там, в Кошалине собрались ведущие профессора музыкальных академий Польши, и бесланчанку Викторию Колосову, руководителя хора, отметили и пригласили на курсы дирижеров. «Музыкальная школа Беслана помогла мне организовать мероприятие в честь двухсотлетия со дня рождения великого Фредерика Шопена, - говорит Вероника. – Они замечательно выступили, но концерт совпал с гибелью польского руководства под Смоленском. Получился концерт–реквием, который открывался католической молитвой при свечах. Зал Бесланской музыкальной школы был полный, все шли разделить с нами боль утраты. Это в лучших традициях многонационального народа, проживающего в Северной Осетии. Концерт прошел на едином дыхании, в глазах людей стояли слезы… Дети исполняли Шопена. Боже мой, что делает музыка с людьми! И это Беслан, который сам не оправился от трагедии».

Теперь Зеленская мечтает показать городу фотовыставку о Катыни. «Я за открытость, за расширение границ, за взаимное обогащение, в этом наша сила», - убеждена бессменный лидер Дома польского.

25255 просмотров