Вестник Кавказа

″Китайские джихадисты″ в Сирии

Associated Press

Официальные представители Китая обеспокоены тем, что представители уйгуров — этнического меньшинства, исповедующего умеренную форму ислама — отправились за границу, чтобы присоединиться к боевиками ИГИЛ (запрещена России, - ″ВК). По заявлению властей, выходцы из Синьцзян-Уйгурского автономного района, возвращаясь домой, планирую теракты уже в Китае.

Как утверждает Assosicated Press в статье CHINESE JIHADIS' RISE IN SYRIA RAISES CONCERNS AT HOME, сегодня в Сирии против сил президента Башара Асада воюют тысячи уйгуров. Их растущая роль в Сирии привела к расширению сотрудничества между сирийскими и китайскими спецслужбами, которые опасаются, что эти люди могут однажды вернуться домой и спровоцировать там проблемы. Большинство ″китайских джихадистов″ состоит в Исламской партии Туркестана (ИПТ). Это другое название Исламского движения Восточного Туркестана, считающего Синьцзян Восточным Туркестаном.  Их цель отстранить светское правительство Асада от власти и заменить его на строгое исламское правление. Между тем китайское правительство поддерживает Асада. Наряду с Россией Китай неоднократно использовал свое право вето в Совете Безопасности ООН, чтобы предотвратить введение международных санкций против своего арабского союзника.

Пекин обвинил в насилии боевиков с иностранными связями, которые стремятся создать независимое государство в Синьцзяне. Абу Дардаа аль-Шами, член ныне несуществующей экстремистской группы Джунд аль-Акса, сказал, что уйгуры использовались экстремистскими группировками, такими как ИГИЛ и филиал ”Аль-Каиды”. ”Это львы наземных наступлений”, - сказал аль-Шами, который несколько раз сражался вместе с боевиками ИПТ в северной Сирии. По словам источника, знакомого с вопросом, в прошлом году китайские и сирийские официальные лица начали проводить регулярные встречи на высшем уровне для обмена разведывательными данными о боевых движениях в Сирии. ”Эти люди сражаются вместе на стороне террористов в Сирии и, вернувшись в Китай, будут представлять угрозу для национальной безопасности страны”, - сказал Ли Вэй, эксперт по вопросам терроризма в китайских институтах современных международных отношений и директор Института CICIR по изучению безопасности и контроля над вооружениями.

Рами Абдул-Рахман, возглавляющий британский Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сказал, что в Сирии около 5 000 китайских боевиков, большинство из которых воюет на стороне боевиков ИПТ в северной Сирии. Их количество вместе с семьями составляет около 20 000 человек. Однако Ли Вэй, эксперт по терроризму, считает, что цифры Абдул-Рахмана завышены. По его данным, в Сирии всего около 300 китайских бойцов, которые привезли с собой около 700 членов семьи. ”Поскольку контроль за прохождением границы между Турцией и Сирией ужесточается, им становится все труднее проникать на территорию Сирии”, - сказал Ли Вэй.

Сирийские активисты оппозиции и проправительственные СМИ говорят, что десятки боевиков-смертников ИПТ совершили нападения на правительственные войска и их союзников, и в течение последних двух лет вели бои главным образом на севере страны. Среди боевиков-смертников был Шахид Аллах аль-Туркестани. Он был запечатлен на видео ИПТ, снятом с помощью беспилотника в конце прошлого года. На видео он совершает самоподрыв в автомобиле вблизи Алеппо, убивая таким образом десятки сирийских военных.  В 2015 году члены группы возглавили нападение на северо-западную провинцию Идлиб и захватили стратегический город Джиср-эш-Шугур на окраине цитадели Асада - Латакии. По сообщениям, они разрушили городскую церковь и подняли над ней черный флаг.

В конце 2016 года ИПТ была главной силой, прорвавшей правительственную осаду Алеппо. О роли ″китайских джихадистов″ в Сирии Асад говорил в прошлом месяце в интервью китайскому телеканалу PHOENIX TV: ”Они знают вашу страну лучше, чем другие, поэтому могут причинить больше вреда вашей стране, чем кто-либо еще”. 

ИПТ - скрытная организация, члены которой общаются только друг с другом. Они действуют в частях Идлиба и в стратегическом городе Джиср-эль-Шугур, а также в западной провинции Латакия. Абдул-Хаким Рамадан, врач, который работал в провинции Идлиб, сказал, что одна из его бригад пыталась попасть в северо-западную деревню, чтобы вакцинировать детей, но боевики ИПТ воспрепятствовали им, сообщив, что ″только китайцы могут находится в этом районе″.  По словам Рамадана, в отличие от других боевиков, которые приехали в Сирию, ″китайцы″ не слились с местными общинами, и язык стал главным препятствием.

 

31930 просмотров