Вестник Кавказа

В Нур-Султане подводят итоги деятельности Евразийского экономического союза

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
В Нур-Султане подводят итоги деятельности Евразийского экономического союза
© Фото: Эксперты заметили плюсы и минусы первых пяти лет работы интеграционного объединения

Сегодня в Нур-Султане пройдет юбилейный саммит Евразийского экономического Союза (ЕАЭС). Заседание приурочено сразу к двум датам – 25-летию идеи Нурсултана Назарбаева о евразийской интеграции и 5-летию подписания договора ЕАЭС. Накануне, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о награждении лидеров России, Белоруссии и Киргизии орденом "Первого президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева", сообщила Акорда.

Напомним, инициатором создания Евразийского экономического союза стал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он первым из лидеров выступил с идеей реинтеграции стран-участниц СНГ. В марте 1994 года Назарбаев прочитал в МГУ им. Ломоносова лекцию, озвучив предложение создать новое объединение – Евразийский союз, где должны были появиться наднациональные координирующие органы, а в мае 2014 года президенты Казахстана, России и Белоруссии подписали договор о создании ЕАЭС. Позже к интеграционному объединению присоединились Киргизия и Армения. Таджикистан и Молдавию также хотели бы видеть участниками ЕАЭС, тем более что участие в объединении предоставляет большие экономические преимущества для государств-членов.

По официальным данным, годовой товарооборот между странами-участницами ЕАЭС составляет 35 млрд долларов. Ежегодно растет объем торговли внутри ЕАЭС на 30 %. При этом совокупный ВВП стран объединения только в 2018 году увеличился на 2%. Создан единый рынок труда. Несмотря на существующие ограничения на ряд товаров, интенсивность товарных потоков выросла. На регулярной основе начали работать институты Союза, которые позволяют создавать и имплементировать единые стандартные нормы.

Эксперты "Вестника Кавказа" отметили плюсы и минусы первых пяти лет работы интеграционного объединения. В частности, для Армении вступление в ЕАЭС было полезным. Об этом "Вестнику Кавказа" сказал армянский политолог Армен Ханбабян. "Пять лет назад для Армении после ее вступления в ЕАЭС был сделан ряд привилегий, чтобы страна адаптировалась к новым реалиям. Главной привилегией стала отмена таможенных пошлин. Именно поэтому Армения стала едва ли не основным рынком относительно недорогих импортных автомобилей для стран ЕАЭС. Примечательно, что основным потребителем этих машин стал Казахстан. Однако 1 января 2020 года срок этой преференции истекает. Армения готовится к повышению таможенных пошлин и соответственно к росту цен на основные товары и услуги", – отметил Ханбабян. По словам эксперта, Армения уравнивается в правах и обязанностях с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Однако можно с уверенностью сказать, что за годы членства в ЕАЭС Армения в целом выиграла. Армянская продукция получила выход на бескрайний евразийский рынок, в частности в Россию. Это в основном продукция сельского хозяйства. Страна одновременно торгует с Евросоюзом, а это треть армянского импорта, который идет через Грузию; импортирует ряд турецких и иранских товаров по льготным тарифам. Причем многие из них перепродавались в Россию. Как будет теперь, сказать трудно. Оправдает ли себя ввоз импортных товаров и их последующий реэкспорт, если не будет ни каких пошлинных преференций? Скорее всего, нет. Однако стоит отметить, что торговые войны, как например, в отношении Белоруссии, Армению обошли стороной.

Киргизский политолог Марс Сариев оценил плюсы и минусы от вступления в ЕАЭС Киргизии. "К плюсам, несомненно, нужно отнести поставки в республику российских нефтепродуктов по внутренним ценам РФ. Переводы киргизских мигрантов из России составляют около 2 млрд. долларов. Это большая помощь киргизскому бюджету. Стоит отметить также льготы, которые получили киргизские мигранты в России. Начались поставки киргизской плодоовощной продукции на российский рынок. Дали добро на поставку мясной и молочной продукции. Наконец заработали фитосанитарные лаборатории и есть основания рассчитывать, что киргизской продукции на рынке ЕАЭС станет больше", – сказал "Вестнику Кавказа" Марс Сариев.

К минусам, по его словам, нужно отнести объемы сельскохозяйственных поставок. "Узбекистан, не являясь членом ЕАЭС, экспортирует на двусторонней основе в разы больше своей продукции в РФ, нежели Киргизия. Впрочем, здесь есть и вина Киргизии. Если Узбекистан сохранил свой агропромышленный комплекс и развивает его, то в Киргизии ситуация прямо противоположная", – отметил эксперт. Он подчеркнул, что ЕАСЭ – это не Советский Союз и на его рынке существует конкуренция. "Нужно уметь встраиваться, налаживать отношения, в первую очередь с Россией. Белоруссия и Казахстан очень хорошо защищают свои рынки, и киргизской продукции сложно пробиться на них. Тогда как в Киргизии продается и белорусская продукция, и казахская, и российская. При этом киргизские производители несут убытки. Киргизия не может конкурировать с мощными концернами России, Белоруссии и Казахстана", – отметил Сариев.

Кроме того, говорит эксперт, население Киргизии разочаровывается в членстве ЕАЭС. "При вступлении в Союз, тогдашний премьер-министр Темир Сариев обещал "золотые горы" для киргизский товаров, но на их пути возникли таможенные барьеры, и торговые войны. Киргизия выживала за счет контрафактной продукции. Сегодня знаменитый рынок Дордой остановлен. Разочарованием части населения пользуются прозападные силы. Если бы сегодня населению Киргизии предложили ответить на вопрос, согласны ли вы чтобы страна вступила в ЕАЭС, то мнение общественности разделилось бы. И то из-за опасений угрозы терроризма и исламизации", – подчеркнул Сариев.

"Казахстан оказался в рамках ЕАЭС в роли поставщика минерального сырья, "сырьевого придатка". Роста доли сельскохозяйственной продукции и продукции обрабатывающей промышленности в экспорте не наблюдается", – сказала "Вестнику Кавказа" заместитель директора Центра "Евразийский мониторинг" Жанар Тулиндинова. Среди проблем эксперт отметила также отсутствие значимого роста показателей взаимной торговли, недеверсифицированность казахстанского экспорта, то факт, что Казахстан оказался в рамках ЕАЭС в роли поставщика минерального сырья. Эти проблемы  связаны не внешними факторами, а с внутренними: со структурой экспорта РК, необходимостью расширения производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, расширения номенклатуры выпускаемой продукции с акцентом на товары народного потребления – всем тем, на чем сделал упор Нурсулатан Назарбаев в октябрьском послании 2019 года.

"В то же время есть пример Беларуси, которой удалось нарастить свою долю во взаимной торговле с 23% в 2011 году до 26,5% в 2016 году за счет товаров народного потребления, продуктов питания, продукции химической промышленности, наземных транспортных средств", – подчеркнула Жанар Тулиндинова. По ее мнению, не исключено, что несмотря на возможности взаимной торговли, общего рынка труда, товаров, услуг и капиталов, потенциал сближения исчерпан. Сегодня деятельность в рамках ЕАЭС больше напоминает бег на месте без существенных прорывов вперед. Предпринимаемые меры дежурные – к примеру, цифровизация, создание единой цифровой платформы и т.д. Реального поступательного прогресса нет. И наоборот работают факторы, направленные на разобщение – ослабление экономик, бюджетный дефицит приводит к защитной реакции, росту настроений национального эгоизма, протекционизма.

Жанар Тулиндинова считает, что вывести евразийскую интеграцию на новый виток развития можно, предприняв решительные меры. Одной из таких мер может стать создание единой валюты. Однако это шаг неприемлем для национальных элит стран ЕАЭС, поскольку он предполагает делегирование части суверенитета некоему эмиссионному центру, а значит политическую зависимость.

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что ЕАЭС будет на длительную перспективу сохранять потенциал развития и даже некоторого расширения. "Одновременно потенциал социально-экономической интеграции достиг своих пределов. Не исключено, что мы не достигнем интеграции в том виде, в котором она задумывалась - создание общей валюты, создание без барьеров пространства для экономической деятельности. Но это не является неприятной новостью, это объективный факт с которым нужно работать. Впрочем, нам и не обязательно к этому стремиться. Достаточно того, чтобы ядро – Белоруссия, Россия и Казахстан стабилизировалось в отношениях между собой и полноценно отработало ту повестку, которая была заложена пять лет назад", – сказал "Вестнику Кавказа" Караваев. В частности, по его словам, это создание к 2025 году общего энергетического рынка, уменьшение ограничений в торговле и сфере услуг. "Задачи, которые ставились, должны быть выполнены. Только в этом случае мы получим более сильное интеграционное объединение, и не обязательно, чтобы оно претендовало на создание единой валюты или единого политического центра, но которое будет достаточно сильным игроком на евразийском рынке", – полагает эксперт. По его словам, главная задача среднесрочной перспективы запустить процессы управления взаимоотношениям между Китаем и ЕС в пользу ЕАЭС.

Караваев также отметил, что "у евразийцев все еще нет равных условий в трудоустройстве, здравоохранении, образовании, пенсионной сфере и в доступе малого и среднего бизнеса на рынки друг друга, хотя все это декларируется. "Получается, что мы не выполнили до конца ту повестку, которая была заложена 5 лет назад", – считает Караваев. По мнению эксперта, эту повестку надо успеть выполнить, пока еще имеется позитивная политическая конъюнктура в виде правящих элит, пока не начались процессы, связанные с передачей власти в Белоруссии и России, и не возникли дебаты о том, нужен ли ЕАЭС.

10835 просмотров