Вестник Кавказа

Турция хочет заполнить геополитический вакуум на Ближнем Востоке

"Сабах"

Вашингтон должен найти способ сотрудничать с Анкарой на фоне того, что президент США Дональд Трамп стремится к созданию более однородной администрации с ястребиной позицией по вопросам дипломатии, национальной безопасности и экономики. Как такому выводу приходит турецкая "Сабах" в статье Turkey wants to fill geopolitical void in Middle East.

На прошлой неделе президент США Дональд Трамп уволил советника по национальной безопасности Г. Р. Макмастера и заменил его на Джона Болтона, консервативного, крайнего ”ястреба”, бывшего посла США в Организации Объединенных Наций. Болтон, который стал широко известен, благодаря работе в администрации президента Джорджа Буша, считает, что США должны проводить агрессивную внешнюю политику. Он занимает жесткую позицию по Северной Корее, Ирану и России, и, что более важно, он является другом Израиля.

Назначение Болтона представляет собой шаг на пути к созданию более однородной администрации Трампа с ястребиной позицией по вопросам дипломатии, национальной безопасности и экономики. Хотя Трамп потерял своих самых радикальных советников, включая Себастьяна Горку и Стива Бэннона, за последний год он уволил и более дипломатичных представителей администрации, таких как государственный секретарь Рекс Тиллерсон и Макмастер. В то же время ему удалось сформировать сплоченную команду благосклонных к истеблишменту ”ястребов”.

Первым ключевым шагом, предпринятым администрацией Трампа, стало начало торговой войны с Китаем, а вторым - консолидация блока Израиля, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) с целью сдерживания Ирана на Ближнем Востоке. Скорее всего, политика Вашингтона на Ближнем Востоке будет формироваться национальными интересами Израиля, а это означает, что в регионе появится новый геополитический вакуум.

Турция должна как следует подготовиться, чтобы избежать негативных последствий этой новой пустоты и воспользоваться возможностями, которые она создаст. После терактов 11 сентября изменения в политике Вашингтона на Ближнем Востоке создали геополитические пустоты, которые привели к противостоянию между соперничающими региональными державами. Оккупация Штатами Афганистана и Ирака при Буше создали вакуум власти, который был в значительной степени заполнен Ираном. Тегеран использовал ошибки администрации президента Барака Обамы на фоне арабской весны и создал прошиитскую империю на Ближнем Востоке. Сфокусированные на устранении ”Братьев-мусульман” страны Персидского залива наблюдали со стороны за тем, как влияние Ирана возросло в Палестине и Йемене.

В то же время Россия, которая непосредственно вмешалась в сирийскую войну в 2015 году, стала более влиятельным игроком в регионе. Хотя администрация Обамы предполагала, что Россия застрянет в сирийской трясине, присутствие ВКС РФ в зоне конфликта привело к укреплению сотрудничества Москвы с Анкарой и Тегераном. Соединенные Штаты, в свою очередь, отчуждали Анкару, сотрудничая с Отрядами народной самообороны (YPG), филиалом РПК в Сирии.

Попытавшись сотрудничать с Вашингтоном в Сирии, Турция столкнулась с серьезной угрозой в виде YPG на своих южных границах. Региональная пустота, которую создала администрация Обамы, повредила интересам Турции, вынудив страну принять новую стратегию национальной безопасности в 2016 году, в результате которой в северной Сирии была начата операция ”Щит Евфрата” и операция "Оливковая ветвь” против ИГИЛ (запрещена в РФ) и YPG соответственно. В то же время, страна встала на сторону Катара, чтобы дистанцироваться от растущей поляризации между Ираном и странами Персидского залива.

Активная региональная политика Турции имеет два аспекта. Во-первых, Анкара стремится компенсировать потери, которые она понесла из-за ошибочной политики Вашингтона. Во-вторых, он хочет заполнить геополитическую пустоту, созданную США на Ближнем Востоке. До сих пор Анкара добивалась успеха благодаря своей способности более тесно сотрудничать с Россией и удерживать напряженность с Соединенными Штатами под контролем. Решение использовать жесткую силу в Сирии имело решающее значение ввиду разногласий между различными заинтересованными сторонами и в итоге укрепило позиции Турции. Отказываясь быть частью региональной поляризации, Анкара может стать заполнить геополитическую пустоту, если сможет сотрудничать с различными сторонами одновременно.

Так или иначе, Вашингтон должен сотрудничать с Анкарой, и даже если Турция и США не достигнут соглашения по YPG, у Анкары будет больше возможностей в будущем.

11635 просмотров