Вестник Кавказа

Турция догоняет Азию по темпам роста

"Сабах"
Турция догоняет Азию по темпам роста
© Фото: Сайт президента Турции

Турецкий экспорт в азиатские страны, которые находятся за пределами ближневосточных стран, продолжает расти. Турция догоняет Азию по темпам роста. В первом квартале 2017 года Турция достигла самых высоких темпов роста (5%) после Китая (6,9%) и Индии (6,1%). Такие данные приводит турецкая «Сабах» в статье Asia's growth meets Turkey! Рост Азии, который начал ускоряться в середине 1990-х годов, стал полной противоположностью парадигмы роста и развития Запада. Во время кризисов 1990-х годов азиатские страны пошли другим путем, особенно Южная Корея, где вклад государства в регулирование рынка и общий рост был более активным.

Как писал американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт в 2004 году: "В 1970-х годах и Китай, и Индия стали свободными от западных банков, избавились от долгового кризиса, контролировали поток капитала, чтобы "горячие" деньги не могли свободно входить и выходить с их рынков, и поддерживали высокую долю государственного сектора в тяжелой промышленности. В целом, Китай и Индия действительно добились успеха. Но произошло ли это из-за их реформ или правил, которые они продолжали навязывать? Нет сомнений, что и то, и другое сыграло определенную роль".

Рамгопал Агарвала, который был главным экономистом Всемирного банка в Китае, согласился с Гэлбрейтом, заявив, что в основе экономического успеха Китая лежит тот факт, что он не стал слепо придерживаться политики Вашингтонского консенсуса.

Изначально Азиатско-Тихоокеанский регион не отвергал рыночную экономику. Напротив, государство поддерживало и направляло частный сектор, чтобы расширить рынок, как это было во время промышленной революции на Западе. Регион технологически развивался, открывал рынок для частного сектора. Эта модель игнорировала ультралиберальную политику Запада, основанную на внешнем долге. В регионе установилась многогранная взаимосвязь между индустриализацией и образовательной политикой. Технологии и человеческие ресурсы стали основой новой модели роста. Государство направило финансовые ресурсы на эту новую индустриализацию.

Кроме того, в ходе этого процесса Китай осуществлял более активный экспорт капитала, включающий долгосрочные кредиты, предоставляемые регионам, способным быстро развиваться, особенно Африке. Инновационный рост таких стран как Южная Корея и даже Малайзия был поддержан радикальными реформами в банковской системе. 

На протяжении этого периода Турция боролась с кризисами и политическими колебаниями. По окончании 19-го соглашения о взаимопонимании, заключенного с Международным валютным фондом (МВФ) в 2008 году, Турция избежала 20-го соглашения по воле Реджепа Тайипа Эрдогана. Именно 2008 году начался главный прорыв и приближение турецкой экономики к азиатской модели развития.

Историческое решение Эрдогана связано с незначительным влиянием кризиса 2008 года на Турцию. Именно оно повлияло на темпы роста страны в 2010-2011 годах. Однако в 2012 году турецкая экономика снова оказалась на спаде после того, как политика Центрального банка Турецкой Республики и многие другие шаги не смогли помочь достичь нового роста, которого заслуживала Турция. 

Однако с избранием президента путем всенародного голосования и изъявления политической воли Турция приняла современный и независимый экономический подход, достигнутый Азией в начале этого века. Институты, стимулы и практики новой эры начали вступать в силу один за другим. Что касается фискальной и денежно-кредитной политики, то Турция избежала влияния устаревших институтов периода, начавшегося после Второй мировой войны. 

В результате, как показывают последние данные, Турция физически и интеллектуально догоняет Азию. Это, несомненно, важное событие не только для Турции, но и для евразийского региона.

12010 просмотров