Вестник Кавказа

Ташкент и Тегеран собираются формировать региональную политику

The Diplomat
Ташкент и Тегеран собираются формировать региональную политику
© Фото: Сайт президента России

В конце минувшей недели министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов провел в Тегеране переговоры со своим коллегой Мухаммедом Джавадом Зарифом и президентом Ирана Хасаном Рухани, обсудив перспективы развития отношений в контексте реализаций договоренностей, достигнутых на сентябрьской встрече президентов двух стран в Астане, а также ситуацию в Афганистане. Как отмечает The Diplomat в материале What Did the Uzbek Foreign Minister's Iran Visit Achieve?, Камилов пригласил Зарифа посетить конференцию по Афганистану, которую Узбекистан намерен провести этой весной. 

Комментарии обеих сторон говорят в пользу укрепления двусторонних отношений. Как передает иранское информационное агентство Mehr, Ташкент видит необходимость укрепления "всеохватывающих политических и экономических отношений и компенсации прошлых недостатков в развитии сотрудничества".  Приход к власти в Узбекистане Шавката Мирзиеева с четкой политикой соседства и серьезным акцентом на экономические вопросы совпали с ухудшением отношений Ирана с другими центральноазиатскими партнерами. Например, отношения между Ираном и Таджикистаном ухудшались, начиная с 2015 года. Тогда правительство Эмомали Рахмона удвоило давление на Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и ее лидеры были арестованы. Однако в декабре 2015 года иранские организаторы 29-й Конференции исламского единства разместили лидера ПИВТ Мухиддина Кабири в кресле рядом с официальной таджикской делегацией. С тех пор отношения, основанные на близком языке и культуре, ухудшались. В то же время Таджикистан сблизился с региональным соперником Ирана - Саудовской Аравией.

В октябре министр иностранных дел Узбекистана уже побывал Тегеране, где подписал несколько соглашений в сфере сельского хозяйства и текстильного производства, заявив, что существует гораздо больше возможностей для развития экономических отношений между Ираном и Узбекистаном. В ходе визита обсуждались перспективы экспорта иранской нефти в Узбекистан по железной дороге. Этот маршрут теоретически можно использовать, чтобы вывести не имеющий выхода к морю Узбекистан в Персидский залив.

Еще один железнодорожный маршрут до моря может пройти через Афганистан, от Мазари-Шарифа до Герата и оттуда в Иран. В декабре президент Афганистана Ашраф Гани совершил официальный визит в Узбекистан, где встретился с Мирзиеевым. В ходе визита было подписано около 40 коммерческих контрактов на сумму $500 млн, а также соглашение о расширении железной дороги, которую Узбекистан построил в 2011 году из Мазари-Шарифв в Герат.

Улучшение узбекско-иранских связей обеспечивает более прочную дипломатическую основу для региональных амбиций Ташкента. Афганистан может стать важным узлом региональных транспортных сетей, но пока остается источником беспокойства. Нестабильность в Афганистане, даже если она и не распространяется на север, заставляет Центральную Азию нервничать и будет препятствовать региональному прогрессу.

В конце марта или начале апреля в Узбекистане пройдет конференция, которая может стать стартовой площадкой для переговоров между Кабулом и ”Талибаном”. В рамках этой конференции состоится первая встреча в формате C5+ Афганистан. (Формат C5+1 - пять центральноазиатских государств плюс Соединенные Штаты - был инициативой, начатой Вашингтоном в последние дни администрации Обамы). Объединение пяти центральноазиатских государств и Афганистана может стать продолжением концепции, которая выдвигает Центральную Азию в центр региональной дипломатии. 

Конференция в Узбекистане должна состояться после третьего заседания Кабульского процесса, которое было отложено до конца февраля. Объединение региона - во имя Афганистана, но с экономикой на уме - может иметь положительные последствия для всех участников региональных процессов, включая Иран.

11620 просмотров