Вестник Кавказа

Центральной Азии необходимо приспособиться к более дешевой нефти

Reuters

Страны богатой энергоресурсами Средней Азии пока еще не приспособились к более низким ценам на нефть и должны будут провести широкомасштабные реформы для восстановления конкурентоспособности, рассказал в интервью агентству Reuters старший экономист регионального управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Ганс Тиммер.

Как пишет Reuters в статье Exclusive - Italy plans big handover of sea rescues to Libya coastguard, неспособность предпринять эти шаги может создать серьезные политические риски. ”Беспокойство населения следует воспринимать всерьез. Помните арабскую весну? Или популизм в Европе и Соединенных Штатах? Что-то подобное может произойти в Центральной Азии, если не будут внесены корректировки”, - сказал Тиммер по телефону из Астаны. Энергоресурсы экспортируют лишь три страны - Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, однако Киргизия и Таджикистан также получали прибыль от нефтедолларов, благодаря денежным переводам сотен тысяч своих граждан, работающих в России. После падения мировых цен на нефть валюты всех пяти стран Центральной Азии резко упали в отношении доллара, а их экономический рост значительно замедлился.

”Главная задача для стран Центральной Азии - перебалансировать свою экономику, чтобы приспособиться к новой экономической реальности низких цен на нефть, наблюдаемой с 2014 года”, - сказал Тиммер.

Другие серьезные проблемы, с которыми сталкивается 70-миллионное население Центральной Азии, - корректировки в экономике соседнего Китая и глобальные технологические изменения. Тиммер сравнил ситуацию с началом 1990-х годов, когда бывшие советские республики погрузились в нищету и хаос после распада Советского Союза и вынуждены были быстро проводить реформы, находясь под давлением. ”Думаю, риск повторения событий начала 1990-х годов есть, и каждый должен учиться на этом опыте, - сказал эксперт. - Отсутствие изменений - это огромный риск”.

Uber для тракторов

Экономики региона потеряли свое конкурентное преимущество во время нефтяного бума, когда большая часть инвестиций направлялась в неэкспортные сектора, такие как строительство и недвижимость. Основной проблемой сейчас стало государственное финансирование. Государства Центральной Азии заимствуют средства для финансирования расходов, а у финансовых секторов значительные плохие долги. В первую очередь, реформы должны быть направлены на улучшение бизнес-среды. ”Цель должна заключаться в создании среды, где появятся  новые рабочие места”, - сказал Тиммер.

По его словам, регион должен использовать все возможностями, например, развивать садоводство в Узбекистане, где фермерам нужен доступ к кредитам, равные условия и помощь во внедрении новых технологий. Узбекистан может также воспользоваться системой наподобие Uber для аренды тракторов и других сельскохозяйственных машин.

Становление Китая в качестве экспортера прямых иностранных инвестиций и его инфраструктурный проект ”Один пояс - один путь” стали еще одной возможностью для региона, который после девальвации валюты может предложить более дешевую рабочую силу, чем сам Китай.

Гибкость

Китай может также послужить хорошим примером политической гибкости для региона. На вопрос, возможно ли проведение глубоких структурных экономических реформ без политических, эксперт ответил: ”Все зависит от того, в какой степени существующие политические силы видят срочность и необходимость реформирования”.  Ссылаясь на свой опыт работы с правительством Китая в рамках программы ”Китай 2030”, Тиммер сказал, что он удивлен тем, ”насколько они хотели изменить свою политику, иногда разворачиваясь на 180 градусов”. Он подчеркнул, что важно избегать таких шагов, как санация предприятий, управляемых элитами,  и необходимо дать возможность принимать решения на низовом уровне.

12000 просмотров