Вестник Кавказа

Саргсян заставил Карапетяна вступить в партию?

Сусанна Петросян, Ереван

В Армении началась пора подготовки к предвыборной борьбе, сопровождаемая партийными съездами. Первым в этом ряду стал 16-й съезд правящей Республиканской партии Армении (РПА), прошедший в советском стиле единодушного «одобрямс». Из новых лиц в руководстве РПА следует особо отметить министра юстиции Арпине Ованнисян, а также вступивших за несколько дней до съезда в РПА премьер-министра Карена Карапетяна и министра обороны Вигена Саркисяна. По данным СМИ, в РПА намерены вступить и другие члены правительства, в частности, министры транспорта и сельского хозяйства.

Аналитики считают, что в ближайшем будущем одним из заместителей Сержа Саргсяна по партии может стать Карапетян, который дал такое объяснение своему решению вступить в РПА: «Наше правительство это в первую очередь правительство РПА. Какая партия может стать опорой для радикальных перемен? По-моему, РПА».

Поспешное решение нескольких министров, а главное премьера вступить в РПА дало основание предположить, что именно президент как наиболее сильная и влиятельная фигура на политической доске стал инициатором вступления Карапетяна в РПА, а то и просто заставил его. Следующим звеном в этой логической цепочке стало утверждение о том, что пополнив ряды РПА, премьер потерпел политическое поражение. Этот подход интересен тем, что воспроизводство власти Сержа Саргсяна, президентский срок которого истекает в апреле 2018 года, предполагается реализовать в одной из трех ипостасей: в роли премьер-министра, спикера и руководителя правящей РПА, который с помощью партийных рычагов будет контролировать как законодательную, так и исполнительную власть. Судя по последним кадровым назначениям в правительстве и ряду изменений в самой РПА, президент может склоняться к роли генерального секретаря. Однако более реальной выглядит формула «генсек + премьер».


Эксперты не исключают и того, что в дальнейшем премьер может организовать свое крыло в РПА, а после парламентских выборов 2017 года или после апреля 2018 года -  задвинуть на второй план президента.

В пользу этого варианта говорит одно недавнее сенсационное событие - накануне съезда РПА о желании пополнить ряды правящей партии заявило порядка семи тысяч человек! По словам пресс-секретаря РПА, вице-спикера парламента Эдуарда Шармазанова, это никак не связано с вступлением в партию Карапетяна. Но обращает на себя внимание, что большинство желающих присоединиться к РПА - сотрудники предприятия «Газпром-Армения», газозаправочных станций и предприятия «Электрические сети». Несмотря на заверение Шармазанова о том, что РПА не занимается сортировкой граждан, в зависимости от того, где они работают, напрашивается вывод о целевом использовании новоиспеченных республиканцев, в отношении которых руководство предприятий может использовать административные рычаги. 
Массовое желание стать последователями идей РПА должно иметь объяснение.

РПА - 2015

Некоторые аналитики считают, что власть хотела продемонстрировать свои огромные возможности. Правда, из истории хорошо известно, что для обеспечения политической победы совсем необязательна огромная масса людей в партии. Между тем, численность членов РПА не известна.
Кроме того, зная изобретательность РПА в вопросе выборных технологий, нельзя исключать, что новый ресурс может быть использован на благо властей – возможно для выполнения функций наблюдателей на выборах или агитаторов в пользу РПА. Однако качество выполнения этих функций людьми, которых, скорее всего, заставили вступить в РПА, вызывает большие сомнения.

Словом, как именно власть собирается использовать этот резерв, пока непонятно. Возможно, новые республиканцы впоследствии могут стать опорой в РПА для Карена Карапетяна, который долгие годы возглавлял предприятие «Газпром-Армения».

13400 просмотров