Вестник Кавказа

США не спасут курдских боевиков

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
США не спасут курдских боевиков
© Фото: Сайт президента Турции

Турецкая армия вместе с формированиями "Свободной Сирийской Армии" продолжает начатую 20 января на севере Сирии военную операцию под кодовым названием "Оливковая ветвь", нацеленную против курдских боевиков YPG/SDF. Президент Эрдоган, снова пойдя против воли своих западных партнеров и союзников по НАТО - в первую очередь США - не только говорит об очистке от военных формирований сирийских курдов региона Африн, но и грозится расширить операцию на восток – на Манбидж и далее вплоть до границы с Ираком.

Западные страны обвиняют Анкару в подрыве стабильности в этом регионе Сирии, заявляя о том, что турецкие действия мешают международным попыткам нанести поражение ИГИЛ (запрещена в РФ). В этой связи Германия даже отложила сделку по военной модернизации стоящих на вооружении турецкой армии танков "Леопард". Хотя уже сейчас очевидно, что ИГИЛ не представляет в данный момент сколько-нибудь серьезной угрозы для Сирии: еще в декабре прошлого года российский генштаб заявил об окончательном разгроме некогда могущественной террористической группировки, сегодня пытающейся перейти к тактике партизанской войны. По данным международной коалиции во главе с США, ИГИЛ потеряло 95% территории в Сирии и Ираке.

Ни у кого, в принципе, не было сомнений в том, что у ИГИЛ нет абсолютно никаких шансов в противостоянии одновременно против России, Ирана и "Хезболлы", сирийской армии и международной коалиции. Было изначально ясно, что что основная интрига будет развиваться вокруг того, как будет разделена Сирия в постигиловскую эпоху.

Военная ставка США на сирийских курдов в лице YPG и SDF, поддерживающих тесные связи с РПК, продиктована желанием американцев прочно закрепиться в Сирии. Очевидно, что поставка США сирийским курдам переносных зенитно-ракетных комплексов, о которой стало известно СМИ, была направлена не против ИГИЛ, а для защиты от сторон, обладающих военной авиацией – сирийского правительства, России и Турции.  

Действия американцев, с точки зрения их геополитических интересов, при этом вполне логичны. Программа ЦРУ по подготовке умеренной сирийской оппозиции была свернута летом прошлого года, поскольку оказалась крайне дорогостоящей и при этом абсолютно неэффективной. Курдские же боевики хорошо организованы и боеспособны, у них есть ясная цель создания собственного государства, ради реализации которой они готовы вступить в альянс с кем угодно.

Если США удастся воплотить в жизнь проект "Рожава", то они получат мощный рычаг давления на непослушную эрдогановскую Турцию, фактически взяв под контроль всю сирийско-турецкую границу, а также окажутся в непосредственной близости от российских баз. Вполне очевидно, что эти планы вызвали резкое противодействие других акторов в сирийском конфликте. Причем не только Турции, опасающейся разжигания пожара курдского сепаратизма на собственных территориях, но также России и Ирана, не желающих наблюдать за тем, как США создают себе основу для долгосрочного присутствия в Сирии.

В результате, Анкара, Москва и Тегеран пришли к временному согласию относительно турецкой военной операции в Сирии. Другой вопрос – насколько продолжительным окажется этот тактический альянс, и какие "красные линии" были очерчены Анкаре Москвой и Тегераном. Россия и Иран, хоть и не желают укрепления позиций США в Сирии, но точно также им невыгодно создание на севере страны полноценного турецкого протектората – к чему, бесспорно, будет стремиться турецкое руководство.

Заявление президента Эрдогана о том, что Турция хочет вернуть захваченные курдскими формированиями регион "его истинным хозяевам" следует рассматривать именно в этом контексте. Как Россия, так и Иран в идеале хотели бы добиться восстановления власти Башара Асада на территории всей САР, а если это окажется невозможным – то максимального ослабления его противников. При этом, Россия и Иран не без удовлетворения наблюдают за тем, как два союзника по НАТО – Турция и США – сегодня фактически борются по разные стороны баррикад.  

В самой тяжелой ситуации сейчас оказались YPG/SDF, переоценившие свои ресурсы и сегодня фактически оставшиеся один на один с мощным противником в лице Турции, поскольку США, судя по последним заявлениям из Белого дома, явно не намереваются жертвовать своими отношениями с Анкарой ради довольно рискованного курдского проекта. В сложившейся ситуации корректировка курса YPG/SDF, до сих пор проводивших политику этнических чисток в контролируемых ими районах Сирии, стала вопросом времени.

32650 просмотров