Вестник Кавказа

Ресурсное проклятие Венесуэлы

Eurasian Times
Ресурсное проклятие Венесуэлы

Британский экономист Ричард Аути ввел термин "ресурсное проклятие" в 1993 году, поняв, что многие страны, обладающие достаточными природными ресурсами (ископаемым топливом и минералами), но не могут конкурировать в плане социально-экономического развития со странами, имеющими меньшее количество ресурсов. Eurasian Times в статье Venezuela “Resource Curse” Strengthening Chinese-Russian Economy, Международный валютный фонд включил более полусотни стран в список богатых природными ресурсами. Они получают не менее 20% доходов от экспорта или налоговых поступлений от невозобновляемых ресурсов. В большинстве таких стран бюджет сильно зависит от добычи ресурсов. Также там наблюдаются низкие темпы роста экономики.

Зато в Норвегии, например, нефть из Северного моря используется для преобразования экономики с микроуровня на макроуровень с сильными институтами и разумным распределением ресурсов.

Венесуэла – яркий пример экономики с ресурсным проклятьем. Она сильно зависит от импорта продовольствия, лекарств и других продуктов. Боливар, валюта Венесуэлы, рухнул из-за падения доходов от экспорта ресурсов и снижения объемов импортных поставок. 1 января 2014 года один доллар США стоил 64,3 боливара, и курс продолжал расти до 2018 года. Страна отказалась от этой валюты, введя "суверенный боливар". Курс "суверенного боливара" в августе был установлен на уровне $59,21, и уже к 25 января 2019 года он упал до 2 560,86. Минимальная заработная плата в Венесуэле составляет 18 тысяч боливаров.

Нехватка денег, еды и лекарств привела к началу протестов, создающих условия для революции. Последние лидеры Венесуэлы - Уго Чавес и Николас Мадуро - были яростными противниками США. При этом и Чавес, и Мадуро пропагандировали гуманистическую политику в своей стране. Нынешний президент Венесуэлы Мадуро каждый месяц поставляет еду бедным, а также предоставляет им бесплатные меблированные квартиры. Тем не менее "большинство людей, проживающих в богатых районах, выступает против правительства, которое сейчас управляет страной", отмечает BBC.

Венесуэльские протесты напоминают "арабскую весну". Это видно по реакции нынешнего правительства на тех, кто вывел население на улицы с призывами свергнуть власть. Министр обороны Венесуэлы Владимир Лопес заявил, что Боливарианские национальные вооруженные силы признают президентом Венесуэлы лишь Николаса Мадуро и не согласятся на какое-либо другое правительство. Командиры всех восьми REDI (стратегические районы интегрированной обороны или, проще говоря, военные округа) Венесуэлы заявили о своей поддержке правительства Мадуро. Центральные войска REDI начали патрулирование территории в ночь на 26 января с единственной целью - предотвратить протесты.

Военный атташе Венесуэлы в Вашингтоне, полковник Хосе Луис Сильва заявил: "Я не признаю Николаса Мадуро президентом Венесуэлы." Однако Хосе представляет минимальную угрозу правительству Мадуро, у которого значительное число сторонников внутри страны. Венесуэльские СМИ утверждают, что Мадуро поддерживает не только армия, но и высшее руководство церкви.

В 2014 году США начали оказывать давление на венесуэльскую экономику, приняв Закон о защите прав человека и демократии, который налагает ограничения на поставку товаров и технологий в Венесуэлу. В начале 2018 года американцы обсуждали вопрос о введении санкций против венесуэльской нефтяной компании и ограничений на страхование поставок венесуэльской нефти с целью усиления давления на президента страны. Теперь американское министерство финансов объявило, что экономическое сотрудничество с Венесуэлой будут строиться в контексте отношений с объявившим себя главой государства Хуаном Гуаидо. Спецпредставителем Госдепартамента США по Венесуэле был назначен Эллиот Абрамс.

Мадуро поддерживают Китай и Россия, которые имеют собственные интересы в регионе помимо запасов нефти. Два российских стратегических ракетоносца Ту-160, а также тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 и дальнемагистральный самолет Ил-62 совершили полет в Венесуэлу. Это, по мнению экспертов, указывает на то, что в стране может быть создана база для всех типов военных самолетов. Аналитики предполагают, что Китай и Россия хотят получить контроль над южноамериканскими территориями на фоне попыток США усилить свое присутствие в Евразии. В прошлом году российский вице-премьер посетил Гавану, где были подписаны контракты по военному сотрудничеству на сумму более $200 млн. Китай строит Никарагуанский канал от Тихого океана до Атлантики. В настоящее время проект не находится в активной стадии, но он все еще остается на повестке дня Китая.

16500 просмотров