Вестник Кавказа

Почему освобождение Кочаряна на руку армянскому премьеру

Михаил Симонов

Второго президента Армении арестовали неожиданно. И так же неожиданно отпустили. В первой акции неожиданность состояла в том, что Кочарян был приглашен для дачи показаний в Специальную следственную службу в качестве свидетеля. А завершил этот день второй президент Армении в качестве арестанта по обвинению в свержении конституционного строя. Именно так правоохранители, освободившиеся после бархатной революции от гнета свыше, расценили события в марте 2008 года, последовавшие за выборами президента в феврале того же года.

Столкновения полиции, на помощь которой по секретному приказу были брошены армейские подразделения, с демонстрантами обернулись 1 марта гибелью двух силовиков и восьми гражданских лиц. В больницы за помощью обратились сотни горожан, в том числе и совершенно непричастные к акциям протеста. Один из вдохновителей протеста Никол Пашинян был вначале объявлен в розыск, а потом приговорен к многолетнему лишению свободы. Срок он не досидел, и вышел на свободу по амнистии.

Придя к власти, Пашинян стал разбираться с доставшимся темным наследием, восстановлением справедливости.

То, что власть доберется до событий 1 марта, было очевидным. В долгий ящик прокуратура дело откладывать не стала и взяла за горло президента, министра обороны и начальника ереванского гарнизона тех дней. Пашинян, конечно, рисковал. Какими бы ценностями он бы не руководствовался, расчищая авгиевы конюшни, арест Кочаряна в любом случае напоминал бы личную месть, а сам Кочарян - личного узника нового армянского лидера. И потому казалось, что сидеть ему долго. Тем более что ходатайство крупной группы депутатов о его освобождении было отклонено.

Но Апелляционный суд неожиданно для всех вынес решение об освобождении под подписку о невыезде. Так ли уж это плохо для Пашиняна, и чем может обернуться это освобождение? То, что некогда всесильный Роберт Кочарян сегодня находится совершенно другой ипостаси, продемонстрировал срыв его запланированной пресс-конференции небольшой группой активистов. При более чем мягком отношении к происходящему полиции. Но вряд ли это главное, хотя и о многом говорящее.

Освобождение второго президента во многом на руку армянскому премьеру. Сразу по нескольким направлениям.

Первое – никто в Армении не должен чувствовать себя вне закона, хотя, прошерстив олигархические ряды и ближайшую родню Сержа Саргсяна, новая власть уже показательно дала об этом знать.

Второе – мировому сообществу, в частности, России, болезненнее других воспринявшей посадку Кочаряна, продемонстрировано, что Армения начинает жить по закону, и если уж суд решил отпустить кого-то на свободу, то так тому и быть. Таким образом, сглаживаются заодно и остроты в отношениях с Москвой, если они действительно возникли в связи с арестом Кочаряна и не являются химерой.

Третье – новая власть вмиг избавилась от зревших в ее адрес обвинений об избирательном действии закона. Упреки в том, что к антиконституционной выходке группировки "Сасна црер" власть отнеслась снисходительно либерально, отпустив всех смутьянов по домам, а опасных политических соперников решила вывести из игры, отныне несостоятельны.

Четвертое – с выходом на свободу Роберта Кочаряна у Пашиняна с одной стороны появился реальный политический соперник, но этот соперник в противостоянии с ним вынужден опираться на те силы, которые и спровоцировали не столь давнюю бархатную революцию, а стало быть, степень опасности Кочаряна для Пашиняна видится мизерной.

Пятое – посидев в тюрьме, любой человек задается вопросом о смысле этого события в жизни, и насколько нужны сложности в будущем. Роберт Кочарян, считающий свое заключение сведением политических счетов, тем более задумается, нужно ли ему возвращение в политику и такой ценой. И вряд ли любящий приключения на африканских сафари и экстрим такого рода Кочарян придет к утвердительному ответу.

Шестое – лично Пашинян еще раз продемонстрировал обществу, что является человеком слова. Он обещал не вмешиваться в процесс над Кочаряном, и, похоже, так оно и было.

Седьмое – на 17 августа Никол Пашинян назначил "отчетный митинг" перед народом. Он собирается рассказать с трибуны на площади о первых днях во власти, что удалось сделать, с чем приходится сталкиваться, какие задачи оказались на данный момент пока не решаемыми. Мероприятие обещало быть многолюдным. А теперь в связи с историей Кочаряна оно точно будет таковым.

Восьмое, наконец, - Роберт Кочарян на свободе, но дело "1 марта" не закрыто…

14345 просмотров