Вестник Кавказа

Почему ближневосточные правительства урезают военные бюджеты

За последние годы военные расходы на Ближнем Востоке снизились, несмотря на несколько продолжающихся конфликтов по всему региону, в том числе в Ираке, Ливии, Сирии и Йемене. Forbes в материале Middle East Governments Are Cutting Their Military Budgets Even As Wars Rage Around The Region со ссылкой на Международный институт стратегических исследований (МИСИ) пишет, что общие расходы по всему региону в 2017 году сократились до $167 млрд. Это на 4% меньше, чем годом ранее. По ряду других показателей падение было еще более серьезным. Расходы на оборону на душу населения снизились на 5% - до $388, а расходы в процентах от ВВП в регионе снизились с 5,73% ВВП в 2016 году до 5,4% в прошлом году.

Эти цифры не отражают динамику во всех странах региона. В своем отчете ”Военный баланс- 2018” МИСИ заявляет, что у него нет достоверной информации в отношении оборонных бюджетов нескольких стран с высоким уровнем расходов, включая Катар и ОАЭ. Однако в целом региональный тренд очевиден.

В общей сложности восемь стран сократили свои расходы в 2017 году по сравнению с 2016 годом, в том числе страны с крупными военными бюджетами. Алжир, который в 2017 году потратил $10 млрд, что на 2% меньше, чем годом ранее. Израиль - $18,5 млрд, меньше на 7%. Оман - $8,7 млрд, на 5% ниже. Наиболее существенное падение в денежном эквиваленте произошло в Саудовской Аравии, которая сократила бюджет на $4,8 млрд. Тем не менее в прошлом году государство потратило $76,7 млрд на свои вооруженные силы, гораздо больше, чем любая другая страна в регионе. Военный бюджет королевства третий по величине в мире после США и Китая.

Наибольшее падение в процентном выражении произошло в Египте, который  почти вдвое сократил военные расходы - с $5,3 млрд в 2016 году до $2,7 млрд в прошлом году. Однако это объясняется девальвацией египетского фунта за этот период. В местной валюте военный бюджет Каира фактически вырос с E£43,2 млрд до E£47,1 млрд.

В широком смысле сокращение оборонных бюджетов считается признаком финансового давления, которое испытывают страны региона. Несмотря на нестабильность, более низкие цены на нефть и медленный экономический рост означают, что время свободных расходов прошло, и правительства вынуждены урезать свои амбиции.

Большинство стран сократило свои расходы в прошлом году, но было несколько заметных исключений. Бюджет Ирана увеличился в долларовом выражении на 1%, а в местной валюте в 2017 году он вырос на 9% - до 465 трлн иранских реалов ($16 млрд). Среди других стран, увеличивших свои оборонные расходы, Ирак, где ИГИЛ (запрещено в РФ) в значительной степени побеждено, но ситуация в области безопасности остается хрупкой, а также Иордания и Ливан, которые пытаются справиться с последствиями гражданской войны в соседней Сирии.

Существует вероятность того, что картина изменится в ближайшем будущем, и общие военные расходы начнут снова расти, особенно если сделки на сумму в $110 млрд, заключенные во время визита президента США Дональда Трампа в Саудовскую Аравию в мае 2017 года, будут осуществлены. На данный момент, однако, большинство из них - это соглашения о намерениях, а не твердо принятые решения.

Миллиарды долларов, которые регион потратил на наращивание своих вооруженных сил за последние годы, вызывают вопрос о том, насколько эффективны многие из этих подразделений. В частности, Саудовская Аравия, ОАЭ и их союзники не смогли одержать победу на повстанческими силами хуситов в Йемене почти за три года боевых действий, хотя операции вооруженных сил ОАЭ поражают независимых аналитиков.

12395 просмотров