Вестник Кавказа

Почему Турция меняет отношение к Асаду

Associated Press
Почему Турция меняет отношение к Асаду
© Фото: Сайт президента Турции

За пять лет боевые действия в Сирии привели к гуманитарной катастрофе,  которая дестабилизировала не только  регион, но и мир в целом. Целью противников Башара Асада  было отстранение сирийского лидера от власти, но у них не хватало средств для ее осуществления. Теперь, по всей вероятности, наступил переломный момент, так как сильный покровитель сирийской оппозиции, Турция, считает, что Асад, несмотря на жестокость, проявленную в войне, может сыграть определенную роль в переходном периоде, сроки которого еще не определены. 

Заявление, сделанное в субботу премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом, содержало некоторые оговорки - с одной стороны, «Асад не может быть тем лидером, который объединит сирийский народ», но с другой стороны, «есть возможность переговоров [с Асадом] во время переходного периода».

До сих пор северный сосед Сирии был настроен на то, чтобы отстранить Асада от власти - различным сирийским повстанческим группам предоставлялась помощь и убежище, а джихадисты ДАИШ вели свою собственную борьбу с Асадом с территории Турции, на что последняя закрывала глаза.

У Анкары было несколько причин для предоставления поддержки оппозиции. Хотя Турция и не является арабским государством, в стране проживают  преимущественно мусульмане-сунниты, как и большинство сирийских повстанцев, которых не устраивает доминирование в Сирии алавитов Асада, представляющих  шиитский ислам, который в свою очередь является частью региональной оси, включающей ливанскую группу Хезболла и Иран. Правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана является исламистским, в то время как Асад явный секулярист. Вдобавок, Турция - член НАТО и до сих пор поддерживала усилия Запада по изменению репрессивного авторитарного режима в Дамаске.

Естественно, Эрдоган не поменял своих прежних взглядов в полной мере, но значительно изменил первоначальную позицию.

Сирийские курды выступили в качестве главной силы, которая борется с ДАИШ, тем самым обеспечивая себе автономию на севере Сирии, рядом с  турецкой границей. Рост влияния сирийских курдов, в свою очередь, спровоцировал укрепление позиций курдского меньшинства в Турции, а это очень тревожный сигнал для Анкары, которая в течение длительного периода времени старалась контролировать власть и амбиции курдов.

Тем не менее после ряда терактов, совершенных против гражданских лиц, ответственность за которые была возложена на ДАИШ, Анкара пообещала более активно бороться с джихадистами. Подобные действия могут создать предпосылки для возникновения крайне неудобного и неявного союза Турции и курдов - а также Ирана, Сирии и коалиции во главе с США. Многие участники конфликта хотели бы избежать подобной ситуации.

Кроме того, Анкара устала принимать сирийских беженцев, число которых превысило два миллиона.

Возможно, самое важное это то, что репрессивное подавление сопротивления после неудачной попытки военного переворота в июле подверглось громкой критике со стороны Запада, что побудило Эрдогана  сблизиться с Россией. Дружеская встреча с Владимиром Путиным,  сторонником Асада, состоявшаяся две недели назад, ознаменовала сближение, которое будет продолжаться.

Аналитик по Ближнему Востоку консалтинговой компании Eurasia Group Айхам Камель считает, что позиция Турции в отношении Асада становится значительно более гибкой, поскольку Россия играет все более активную роль, и сирийское правительство своими беспрецедентными бомбардировками  курдских позиций, поддерживаемых США, стремится показать Анкаре, что Асад является единственным серьезным партнером, который может гарантировать, что курды Сирии по-прежнему будут сдерживаться.

«Думаю, это своего рода танец, где обе стороны сигнализируют не только о готовности, но и о способности найти общие интересы в отношении сдерживания курдов, - сказал Камель. - Мы находимся в процессе переговоров и пытаемся найти решение, которое будет приемлемо для всех  сторон».

Турция имеет все шансы получить еще большее влияние в регионе, но, несмотря на ее новую позицию по отношению к Асаду, необходимо, чтобы другие участники конфликта, в первую очередь сирийские повстанцы и ключевые западные державы, также приняли ее.

Для Запада понятие решительного перехода к демократии было крайне привлекательно в 2011 году, когда «арабская весна» только начиналась, а идеалистические надежды были на самом пике. Однако все изменилось после ряда неудач в регионе - сорвавшаяся попытка нового государственного устройства в Ливии, рост влияния ДАИШ в нескольких странах, продолжающиеся войны в Йемене и Сирии, приход исламистов к власти в Египте и их  последующее изгнание военными. Проблемы Ирака после смены режима способствовали укреплению мнения о том, что Саддам Хусейн, будучи жестоким деспотом, по крайней мере, руководил единой страной.

Сирийская война имела катастрофические последствия для всего региона: полтора миллиона убитых, половина населения страны - вынужденные переселенцы, миллионы беженцев, наводнивших не только Турцию и другие соседние страны, но и Европу, что приводит к ксенофобии и экономическим трудностям. Все это привело к возникновению новых союзов, которые беспокоят Вашингтон. Так, Иран, несмотря на все исторические разногласия, позволил России начать авиаудары с территории государства в поддержку Асада. Сирийское правительство использует все виды оружия неизбирательного действия в  гражданских районах страны - боевые самолеты, так называемые бочковые бомбы и методы осады, которые привели к гибели десятков тысяч людей.

Запад, боясь очередных потрясений на Ближнем Востоке, колеблется - не объявляет бесполетную зону в северной Сирии, не атакует силы Асада после обвинения в использовании химического оружия, и не решается вооружать повстанцев. Вся это ситуация показывает преимущество Путина, чья поддержка Асада более определенная и стратегически успешная по сравнению с провалами западных держав.

Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, западные лидеры могут постепенно прийти к выводу, что прекращение войны важнее, чем попытки немедленно избавиться от Асада. И подтолкнуть их в этом решении может центральный аргумент Асада о том, что самые главные его противники, джихадистские радикалы ДАИШ - большее из зол.

17275 просмотров