Вестник Кавказа

Новый ядерный договор между США и Ираном – вопрос времени

Вопрос ядерной проблемы Ирана по-прежнему определяет отношения между Западом и Тегераном и влияет на геополитику всего ближневосточного региона. Ультимативная риторика Белого дома наводит на мысль, что нынешнее руководство Соединенных Штатов не стремится искать общий язык с правительством ИРИ, пересматривая и упраздняя свое участие в договоренностях, достигнутых предыдущими администрациями с большим трудом.  Однако США готовы подписать новой договор по ядерной сделке.

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) 2015 года не исключил полностью вероятность создания Ираном ядерного оружия, поэтому нынешний кризис американо-иранский кризис представляется очередным витком давнего противостояния. Политика нынешнего главы Белого дома характеризуется стремлением заключать принципиально новые договоренности, а не исполнять ранее заключенные. США долгое время игнорировали договор РСМД, подписанный еще с руководством СССР, и лишь Трамп осмелился выйти из него. Не прекращающаяся изоляция Северной Кореи в конечном итоге завершилась и ничто не помешало действующему главе Белого дома подписать историческое соглашение с внуком Ким Ир Сена. Наконец, дело дошло до Ирана и его ядерной программы. Трамп еще в ходе своей избирательной кампании обещал добиться пересмотра ядерной сделки. Заключение соглашения с Ираном считалось одним из главных внешнеполитических достижений президентства Барака Обамы, Соединенные Штаты принимали активное участие в его разработке. Пересмотр политики Вашингтона в отношении не только Ирана, но и Китая, России, а также стран-членов НАТО и ЕС отвечает, в том числе, экономическим интересам США. Лучшая защита – нападение.

Очевидно, что санкционная политика в отношения ИРИ не способна изменить политический курс Тегерана. Геополитика Ближнего Востока предполагает отсутствие вакуума - если кто-то ослабевает, то кто-то обязательно усиливается. Иран за последние 5 лет добился укрепления своего авторитета. Тегеран рассматривается как участник в сирийском мирном процессе. Несмотря на санкции, ИРИ не откажется и дальше принимать активное участие в процессах на всем ближневосточном пространстве, тем более действующий пакет ограничений не способен изолировать экономику ИРИ. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что турецкая сторона не разделяет позиций Вашингтона, считая, что санкции США против Ирана нарушают мировой баланс. Восемь стран включая Индию, Японию и Южную Корею и вовсе были выведены ее из-под «нефтяных» санкций в отношении Ирана, подтверждая, что наложенные на ИРИ ограничения должны вынудить властей республики заключить новое соглашение. На большее они не способны.

Новый СВПД не будет принципиально отличаться от предыдущего. Иран обязуется не увеличивать количество ядерных центрифуг, не производить высокообогащенный уран и оружейный плутоний. Скорее всего, увеличится число инспектирующих организаций, которые кроме инспекторов МАГАТЭ будут посещать ядерные объекты. Реакторы в Араке, Ахвазе и Бушере как и прежде продолжат свою работу. Особое внимание будет уделено также заводу в Фордо, который считается одним из ведущих технологических центров всей ядерной промышленности ИРИ.

Тегеран поддержит инициативу нового соглашения и постарается сохранить действующий ядерный потенциал. В сложившейся ситуации руководство ИРИ не предпринимает попыток форсировать события. Иран продолжает соблюдать текущее соглашение, хотя против него продолжают вводить санкции. Давление со стороны США меньше волнует Тегеран, нежели те последствия, с которыми он может столкнуться, если нарушит обязательства перед европейцами.

8820 просмотров