Вестник Кавказа

Новая реальность нефтяных цен?

Forbes

Последние несколько лет цены на нефть были намного более стабильными, чем в прошлом. Аналитики считают, что ценовая волатильность снизилась, но важно понимать, что и почему может измениться. Как пишет Майкл Линч в статье A New Oil Price Environment? для Forbes, примерно десять лет назад один исследователь говорил о том, что цены на нефть были сильно и негативно коррелированы с запасами нефти в США, но с 2004 года ситуация изменилась в лучшую сторону. Идея о том, что более высокие запасы приведут к повышению цен, казалась абсурдной, но это произошло. Причиной сложившейся ситуации стал политический риск относительно устойчивости рынка.

Устойчивость рынка обусловлена сочетанием запасов и резервных мощностей, особенно на уровне разработки и производства. В 1980-х годах ОПЕК обладала огромной запасной мощностью, и такие события, как иранско-иракская танкерная война, не сильно повлияли на нефтяные цены. Все понимали, что любое нарушение поставок может быть быстро и легко компенсировано где-то в другом месте. После первой войны в Персидском заливе уничтожение кувейтских нефтяных месторождений и эмбарго против Ирака резко сократили объем запасных мощностей, но затем долгие годы не было никаких очевидных политических угроз для поставок за пределами этих двух стран. Иран, Ливия, Нигерия, Венесуэла и другие государства, производство которых пострадало позже от беспорядков, неграмотного ведения дел или санкций, в основном не подвергались никакому влиянию.

Запасы оказались важной составляющей, но больше в коммерческом смысле, чем в стратегическом. Как в 1996-м, так и в 2000 году сильный спрос привел к тому, что часть промышленности, включая НПЗ, стала хуже реагировать на изменения спроса. Цена изменялась в эти два года, мини-пики вызвали ужас в некоторых странах, а администрация Клинтона даже отправила незначительное количество нефти из Стратегического нефтяного резерва в 1996 году, чтобы успокоить рынок. В 2000 году эксперты заявили, что цена в $35 за баррель уничтожит рынок нефти ОПЕК.

С 2003 года рынок страдает как от повышенного политического риска, так и от низкой резервной мощности, особенно в секторе добычи. Пропускная способность нефтеперерабатывающих заводов США в августе 1998 года составила 99,9%, но с тех пор опустилась до более привычного уровня. На графике показано, как глобальное использование нефтеперерабатывающих заводов в последние годы было относительно нормальным после повышенных уровней середины 1990-х годов. У Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) самые лучшие показатели, поскольку возможности за ее пределами часто ограничиваются техническими, а не рыночными условиями.

Масштабы избыточного потенциала ОПЕК на приведенном рисунке несколько вводят в заблуждение, поскольку включают в себя объемы, производимые в Ливии, где беспорядки привели к перебоям в поставках. Тем не менее недавний рост заслуживает внимания, поскольку впервые за последние годы ОПЕК создала избыточные мощности за счет сокращения производства. (Страны, не входящие, но сотрудничающие с ОПЕК, снизили производство на 500 тысяч баррелей в день.) У Саудовской Аравии почти всегда имеется около 2 миллионов баррелей в день стратегических запасов нефти, как правило, низкого качества.

До недавнего времени наблюдался существенный избыток запасов (данные приведены на следующем графике, включая НПЗ ОЭСР), достаточный для компенсации умеренных объемов потерянного предложения. В сочетании с миллионом баррелей в день или с более избыточной производительностью нефти это помогло убедить участников рынка в том, что даже краткосрочные всплески цен маловероятны. Тот факт, что не было серьезных сбоев в поставках в течение нескольких лет и привел к тому, что цены были ограничены по диапазону или относительно стабильны.

9880 просмотров