Вестник Кавказа

Коснется ли Армении ″Один пояс - один путь″

По данным ICBC Standard Bank, в инициативе "Один пояс, один путь", охватывающей Ближний Восток, Восточную Европу и Египет участвует 65 стран. Армения, не имеющая выхода к морю и граничащая не с Китаем, а с Турцией, Грузией, Азербайджаном и Ираном, становится одной из маленьких стран-участниц этого проекта. Как пишет Euromoney в материале Making sense of Belt and Road – The Belt and Road country: Armenia, ВВП Армении составляет $10,55 млрд долларов, Китая - $11,2 трлн. Как страна, которая более чем в 1000 раз меньше своего партнера, стала частью китайской инициативы?
Нет никакого официального процесса уведомления, никакой большой церемонии, на которой Китай сообщал бы странам, что они стали участью "Одного пояса - Одного пути". "Нет никакого официального приглашения", - заявил торговый атташе Армении в Китае Грант Абаджян. Армения узнала об этом тогда же, как и все остальные, когда Си Цзиньпин выступил с речью в казахстанском университете в 2013 году. Тем не менее Армения была рада стать частью этого клуба. "Мы уверены, что проект сыграет важную роль в развитии отношений между участвующими в нем странами не только с точки зрения экономического развития, но и культуры, развития туризма и отношений между людьми, - сказал Абаджян. - Армения была убеждена с самого начала, что она может и должна быть неотъемлемой частью этой инициативы".

Легко понять, почему. Армения является одной из слабых экономик этого проекта. Она занимает 50-е место по экономическому благополучию, 54-е место по макроэкономическим показателям и 42-е место по прогнозу риска среди 65 членов в рейтинге ICBC Standard. В стране имеются большие проблемы в инфраструктуре и Армении нужна помощь Китая в ее развитии.
"У нас есть возможность выступить в качестве регионального транзитного хаба", - думает Абаджян. Примерами могут послужить дорожный коридор "Север-Юг", пусть, который будет проходить от границы с Грузией на севере до Ирана на юге, а также Южная железная дорога Армении -  потенциально важный маршрут для поставок из Ирана в Европу. По словам Абаджяна, и то, и другое может быть задействовано в проекте "Один пояс - один путь". Китайские компании были вовлечены как инвесторы и подрядчики первых трех траншей железной дороги. Ведутся переговоры по их участию в разработке четвертой и финальной, пятой траншеи. На данный момент переговоры продолжаются, но China Communicating Company уже подготовила необходимое технико-экономическое обоснование.

Никаких компромиссов
Так как же это работает? Страна обращается к Китаю и предлагает включить проект в инициативу "Один пояс -  один путь"? Или Китай предлагает построить то, что он считает нужным? В случае Армении, скорее всего, верно первое. Правительство Армении разработало 50 инвестиционных проектов, реализуемых по всей стране, некоторые из которых могут быть интересны иностранным инвесторам. Но идет ли Ереван на какие-то компромиссы, получая китайское финансирование? Что страна может ожидать взамен? "Нет никаких компромиссов, потому что нет проблем, - уверяет Абаджян. - Китай всегда был дружественной страной для Армении. У нас отличные отношения".
Пока рано говорить о пользе от участия в проекте для других сфер экономики Армении, таких как банковская или правовая, но ожидается, что инициатива окажет влияние не только на инфраструктуру.
Инфраструктура считается катализатором экономического роста в различных секторах. К тому же, инициатива может поспособствовать развитию рынков облигаций в местной валюте, что облегчит финансирование этой инфраструктуру и, возможно, ускорит разработку законов об иностранных инвестициях и развитие правовой сферы. "Существует достаточно простой механизм, - отметил Абаджян. - Чем больше инвестиций получает страна, тем более развитой она становится, и тем больше она интегрируется в региональные, субрегиональные и международные проекты. А это способствует росту экономики". Находясь в подобном положении, небольшая страна естественно будет приветствовать китайские инвестиции.

22830 просмотров