Вестник Кавказа

Китайские интересы на Южном Кавказе меняются

Modern Diplomacy
Китайские интересы на Южном Кавказе меняются

В конце апреля в столице Китая прошел второй форум международного сотрудничества "Один пояс – один путь". Среди 36 высокопоставленных представителей разных стран на мероприятии присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев (Diplomat, 27 апреля). Азербайджан принимал участие и в первом форуме в 2017 году на министерском уровне.

Modern Diplomacy в материале China’s changing interests in South Caucasus отмечает, что приезд президента Алиева на второй форум показывает намерение сторон тесно сотрудничать в рамках инициативы "Один пояс – один путь". Несмотря на то, что желание Китая выйти с помощью инициативы на европейские рынки делает Грузию одним из важнейших игроков в регионе (у страны подписаны соглашения о свободной торговле и с Китаем, и с ЕС), грузинские официальные лица не приехали на форум (EmergingEurope, 3 января 2018).

Когда инициатива "Один пояс – один путь" стартовала в 2013 году, Китай не рассматривал Южный Кавказ в качестве важного направления. Но позднее отношение к региону изменилось. Поскольку Южный Кавказ является частью экономического коридора Центральная Азия-Западная Азия, он имеет стратегическую важность для Китая. Такие транспортные проекты как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и глубоководный порт Анаклия сделали регион еще более значимым.

С геополитической точки зрения, стабильность в Азербайджане и политические проблемы Грузии с Россией дают повод Китаю занять определенную нишу на Кавказе. На фоне политических противоречий с Западом, Россия не хочет осложнения отношений с КНР, поэтому при правильном использовании представившихся возможностей и укреплении отношений с Грузией и Азербайджаном Китай сможет избежать конфликта со своим крупнейшим партнером в Евразии и выйти на европейские рынки кратчайшим путем (Trend, 10 апреля).

Значение стран региона для инициативы "Один пояс – один путь" различается. У Армении потенциал намного меньше. Там недостаточно развита транспортная инфраструктура, а границы со стороны Азербайджана и Турции закрыты. Армения могла бы стать коридором для выхода на рынки стран Евразийского экономического союза и Ирана. Однако у нее нет общих границ со странами ЕАЭС, а проект строительства железной дороги между Арменией и Ираном слишком дорогой ($3,2 млрд) и малозначимый ("Вестник Кавказа", 25 августа 2018). При этом у самого Китая есть общие границы с двумя крупнейшими членами ЕАЭС, поэтому он легко может поставлять свои товары на рынки Евразийского союза через них.

Что касается Грузии, то Китай стал для нее одним из крупнейших иностранных инвесторов. Китайская компания Hauling Group контролирует свободную промышленную зону (СПЗ) в Кутаиси, владеет банком Basis Bank, гостиницами и винодельней. Она также построила квартал рядом с Тбилисским водохранилищем, куда инвестировала порядка $150 млн (hualing.ge). Еще одна китайская компания CEFCEnergy владеет 75% СПЗ Поти (Cbw.ge, 20 марта).

Между тем, в Азербайджан вкладывают в основном китайские государственные компании. CTIECGroup, построила крупнейший цементный завод в Азербайджане в 2014 году. Китай также вкладывал средства в международный торговый порт Баку, так как он является одним из важнейших портов в проекте "Один пояс – один путь". Согласно межправительственному соглашению, Китай направил в порт оборудование стоимостью $2 млн (Azernews, 4 апреля 2018).

Азербайджан – ключевой торговый партнер Китая на Южном Кавказе (на него приходится 43% китайского товарооборота в регионе). Баку проводит сбалансированную политику и не хочет чувствовать на себе китайское давление. Кроме того, Азербайджан не нуждается в финансовой помощи, в отличие от Армении и Грузии, у него достаточно финансовых ресурсов.

Последние события в китайско-азербайджанских экономических отношениях в рамках форума "Один пояс – один путь" создают новые возможности для китайского присутствия на Южном Кавказе. На форуме было подписано 10 соглашений стоимостью $821 млн (Azvision.az, 24 апреля). Контракты были заключены в различных экономических сферах, включая ненефтяной сектор, строительство шинного завода в Сумгаите, химического промышленного парка, создание парникового комплекса на территории площадью 300 га в Курдамирском районе, а также строительство аргологических парков в Кубе, Гейчае и Хачмазе (Turan.az, 24 апреля). Если учесть, что китайские инвесторы вложили $800 млн в экономику Азербайджана с момента обретения им независимости, подписание на форуме контрактов на ту же сумму доказывает, что интерес Китая к Азербайджану вырос.

Это не означает, что Китай перестанет обращать внимание на Грузию. В интересах Пекина развивать отношения с обеими странами. При этом Азербайджан не собирается изменять своей сбалансированной политике и намерен углублять отношения в Китаем, избегая дополнительного давления на свою экономику.

28760 просмотров