Вестник Кавказа

Китай подсадил Центральную Азию на "финансовую иглу"

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Китай подсадил Центральную Азию на "финансовую иглу"
© Фото: Сайт президента России

9-10 июня в приморском городе Циндао (провинция Шаньдун, Восточный Китай) состоится саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мероприятие впервые пройдет с участием представителей Индии и Пакистана в качестве новых членов, а также Белоруссии – в качестве наблюдателя. Эксперты считают, что саммит станет кульминацией годового КНР в этой организации. Причем не просто председательства, а председательства, проходившего в год проведения XIX съезда Коммунистической партии Китая.

Это автоматически означает, что Пекин приложит все усилия, чтобы и по содержательности принятых в ходе саммита документов, и по итогам двухсторонних встреч, которые состоялись у Си Цзиньпина с лидерами стран Центральной Азии накануне мероприятия, саммит в Циндао приобрел статус события исторического. Это намерение Пекина уже подтвердил глава китайской дипломатии Ван И, заявивший на прошедшей на днях пресс-конференции о том, что предстоящая встреча "шанхайской восьмерки" "станет самым масштабным и плодотворным в истории ШОС". "Встреча на одной площадке лидеров центральноазиатских государств, их многосторонние встречи и переговоры с Си Цзиньпином, состоявшиеся в рамках мероприятия казахстанско-китайский и узбекско-китайский бизнес-форумы – само по себе событие неординарное, а если добавить к этому главную интригу – будут ли приняты положения о роли ШОС в развитии инициативы "Один пояс – Один путь", то становится понятным, что для Центральной Азии, событие будет действительно историческим", – сказал "Вестнику Кавказа" член научного совета Института исследований Центральной Азии и Афганистана "Иран-Восток" Игорь Панкратенко.

По его мнению, и в Бишкеке, и в Астане, и в Ташкенте, и Душанбе вопрос о сопряжении с инициативой "Одни пояс – один путь" полностью решен, естественно, в положительно для Пекина. "Наступает самое интересное – торг об условиях, на которых будет происходить это сопряжение. То есть – согласование с китайской стороной и лично товарищем Си того списка пожеланий, с которыми лидеры центральноазиатских государств прибывают в Циндао", – считает эксперт.

Для Сооронбая Жээнбекова это первый государственный визит в Китай в качестве президента Киргизии. Он заверил Си Цзиньпина в том, что Киргизия, признавая политику "одного Китая", будет вести совместно с ним борьбу с "тремя силами зла": терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Вопрос погашения долга в 1,7 млрд дол. лидеры двух стран корректно обошли, как и скандал вокруг модернизации Бишкекской ТЭЦ, кредит на которую выдал Экспортно-импортный банк Китая в размере 386 млн долларов. Через 20 лет Киргизия должна будет вернуть Китаю уже 480 млн дол. - с учетом процентов. Несмотря на огромные долги, Бишкек не отказался от очередной китайской помощи, получив 600 млн юаней (около 94 млн дол.) в виде гранта и финансирование в рамках предоставления безвозмездной финансовой помощи в размере 450 млн юаней (более 70 млн дол.). "С удовлетворением отмечаю, что между нашими странами имеется полное взаимопонимание, позволяющее развивать плодотворное сотрудничество на основе дружбы, добрососедства и взаимодоверия", – сказал по итогам переговоров на высшем уровне Сооронбай Жээнбеков.

Льготный кредит в размере 727 млн дол. на реализацию инфраструктурного проекта получил и Казахстан. Нурсултан Назарбаев и Си Цзиньпин также подписали соглашение о создании совместного казахстанско-китайского фонда Eurasian Nurly (Bright) Investment Fund. Планируемый целевой размер создаваемого фонда составит до 500 млн долларов. Основные инвестиции фонда будут направлены на реализацию проектов на территории Казахстана в разных отраслях экономики, в том числе на развитие инфраструктуры, переработку природных ресурсов, логистику, информационные технологии, обрабатывающую промышленность и агропромышленный комплекс.

Китай входит в пятерку ведущих стран по объему инвестиций в Казахстан. По официальным данным, долг Казахстана перед Китаем составляет 12,3 млрд долларов. Накануне визита в Китай президент Нурсултан Назарбаев сказал в интервью китайским СМИ, что с 1991 года Китай инвестировал в Казахстан около 16 млрд долларов. По словам президента, сейчас в Казахстане при участии китайского капитала работает 1200 компаний. Среди них такие известные китайские компании, как CNPC, CGNPC, CITIC. В ходе встречи с китайским лидером, он выразил поддержку проекту "Один пояс – один путь". Си Цзиньпин, в свою очередь, заявил о готовности совместно управлять "большим кораблем китайско-казахстанской дружбы".

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев сказал "Вестнику Кавказа", что страны Центральной Азии, в том числе Казахстан, постепенно "подсаживаются на китайскую иглу кредитования". По словам политолога, Казахстан никогда не будет равноправным партнером для Китая. Пекин рассматривает Казахстан как источник сырья и как участник обеспечения безопасности в Центральной Азии.

Не останется без финансового "подарка" и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Таджикистан одним из первых в Центральной Азии начал осваивать предлагаемые Пекином кредиты и гранты. Китай выделяет Таджикистану так называемые "дешевые" кредиты на льготных условиях на продолжительные сроки – от 20 и более лет. На фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов китайские предложения практически не имеют альтернативы. Власти Таджикистана уже не скрывают, что нашли в лице Пекина более выгодного экономического партнера, чем Москва. Этим и объясняется то, что Китай куда с большей легкостью получает доступ к таджикским недрам, нежели Россия. Напомним, в апреле Душанбе передал Пекину золоторудное месторождение "Верхний Кумарг" в Согдийской области в счет погашения долга, который понадобился для модернизации ТЭЦ "Душанбе-2".

По данным Министерства финансов Таджикистана, задолженность перед Китаем составила более 1,2 млрд долларов. Сумма предоставленных Поднебесной грантовых средств на реализацию проектов в Таджикистане неизвестна. По мнению ряда экспертов, этот путь развития экономики при отсутствии в стране благоприятных условий для частных и государственных иностранных инвестиций представляется порочным, поскольку он лишь создает обманчивое впечатление быстрого роста основных макроэкономических показателей и, по оценкам специалистов, ведет к формированию долговой зависимости.

"Единственным, кто выбился из этого ряда, стал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Накануне саммита в Циндао, узбекская сторона заявила о том, что намерена говорить с председателем КНР об инвестициях, технологиях и афганском урегулировании. Это не значит, конечно, что Ташкент и Пекин не будут обсуждать взаимовыгодные проекты в рамках "Одного пояса – одного пути", не затронут вопросы кредитования. Но, главное для узбекского лидера сейчас не столько финансовая поддержка, сколько сотрудничество с Китаем в вопросах модернизации экономики страны", – отметил Игорь Панкратенко.

Эксперт подчеркнул, что в Циндао будут решать не только финансовые вопросы. Повестка дня весьма насыщена, и затрагивает большое количество тем. Но главное можно считать уже состоявшимся – Центральная Азия не видит для себя других вариантов развития кроме "Одного пояса – одного пути". И закрепление этого решения через систему деклараций, договоренностей, будущих преференций государствам региона – главное, что в ближайшие дни будет происходить в Циндао для центральноазиатского региона.

283920 просмотров