Вестник Кавказа

Как изменится внешняя политика Нур-Султана

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Как изменится внешняя политика Нур-Султана

Президент США Дональд Трамп последним из лидеров стран и глобальных игроков мира поздравил Касым-Жомарта Токаева с избранием на пост президента Республики Казахстан, тем самым признав состоявшиеся выборы легитимными. Политический истеблишмент США готов работать с новым казахстанcким руководителем и развивать отношения с республикой. Эксперты рассказали "Вестнику Кавказа" о том, как изменится внешняя политика Нур-Султана.

В поздравительной телеграмме Трамп отметил, что намерен укреплять "дух сотрудничества" двусторонних отношений. "Отрадно, что американский бизнес продолжает открывать новые возможности для расширения экономического сотрудничества с Казахстаном", - написал президент США своему казахстанскому коллеге. Казахстан интересен для США по многим позициям, в том числе как крупный поставщик нефти. Казахстан – транзитное государство, где пересекаются маршруты Великого шелкового пути, идущие из Китая, Южной и Центральной Азии в Европу. Кроме того, США – один из крупнейших инвесторов Казахстана.

Эксперты считают, что Токаеву предстоит продолжить многовекторную политику Нурсултана Назарбаева, найти баланс и правильно выверенную стратегическую позицию между Россией, США и Китаем. В том, что Токаев справится с задачей, никто не сомневается.

"Говоря о преемственности внешней политики Республики Казахстан, необходимо помнить, что вся внешняя политика была создана при прямом руководстве, участии, рекомендациях Касым-Жомарта Токаева. Ввиду этого основные параметры останутся на своих местах. Можно говорить о дальнейшем усложнении конфигурации и усовершенствовании внешнеполитических институтов, методов разносторонней интеграции, совместных международных, многосторонних, двусторонних программ и других инициатив. Ввиду того, что Казахстан ставит международное сотрудничество на первое место, именно внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность будут на первом месте. Говоря о России, США и Китае, несомненно, будет удерживаться "Золотой баланс"", - сказал "Вестнику Кавказа" Димаш Абдуллин. Эксперт характеризует внешнюю политику Казахстана, как "золотое равновесие", "золотое сечение" или "золотой баланс". "Думаю это должно совершенствоваться до достижения значительных результатов, и к этому мы идем. Казахстан должен выйти на уровень глобального влияния своей внешней политикой и внешнеэкономической деятельностью. Говоря о личности президента можно сказать - это руководитель государства, эксперт высокого уровня международного класса во внешней политике", - подчеркнул Абдуллин.

Заместитель директора Центра стратегических оценок и прогнозов (Москва), доктор политических наук Игорь Панкратенко считает, что Нур-Султан, в свою очередь, также настроен на расширение отношений с ЕС и США, причем как в экономической, так и в военно-политической сферах. "При этом главным для руководства республики остается признание Европой и Америкой эксклюзивности Казахстана в качестве партнера по диалогу с Центральной Азией, а также по ряду других проблем международной жизни", - сказал "Вестнику Кавказа" Панкратенко.

В настоящее время в руководстве страны высказывается необходимость активизации посреднических усилий Казахстана не только в рамках Астанинского формата, но также и по афганскому, иранскому и некоторым другим вопросам, включая запуск нового формата посредничества в диалоге Запада (ЕС-США) с Россией.

В отношениях с Китаем, по мнению Игоря Панкратенко, казахстанское руководство остановилось на принципе "в экономике горячо, в политике прохладно". 

Казахстан вполне согласен на полную интеграцию своих экономических проектов в рамках инициативы "Один пояс - один путь", включая как строительство транспортных коридоров, так и освоение китайских инвестиций в горнорудной промышленности.

Однако при этом руководство страны намерено изменить формат, который китайские власти применяют в ходе реализации этой инициативы. Так, будут ограничены сроки аренды земель, которые будет использовать Китай, исключается создание предприятий со 100% китайским капиталом, сохранятся квоты на рабочих мигрантов из Китая и 100% участие китайской рабочей силы при реализации экономических проектов. Причем, Казахстан не намерен идти на уступки в этом вопросе. При этом руководство Казахстана ясно дало понять, что не намерено позволить расширение китайского присутствия в нефтегазовой отрасли страны и позволить Пекину владеть более чем 29,9% акций предприятий отрасли.

Сложными останутся отношения с Ираном. "Новое руководство Казахстана однозначно дало понять, что в среднесрочной перспективе не видит Иран в качестве члена ШОС и как полноправного участника других интеграционных объединений. Свернуты все совместные проекты с Ираном, то есть де-факто Казахстан практически полностью присоединился к антииранским санкциям. Вряд ли это можно считать сюрпризом, поскольку республика принимает активное участие в замещении иранской нефти на международных рынках", - подчеркнул эксперт.

Впрочем, и к отношениям с арабским миром Казахстан относится крайне настороженно, не намереваясь сколько-нибудь серьезно их в ближайшие годы развивать.

"Столь же жестким и прагматичным остается подход нового руководства Казахстана в отношении Евразийского экономического союза: если это приносит пользу экономике страны и национальным интересам республики - сотрудничество будет продолжено. Но никаких односторонних уступок, приносящих выгоду не Казахстану, а другим участникам быть не должно", - добавил эксперт. Именно Нурсултан Назарбаев выступил лидером и идеологом евразийской интеграции.

Естественно, эта своеобразная "карта" внешней политики Казахстана еще не сформирована, в ней присутствуют "белые пятна", да и конкретные позиции могут корректироваться в зависимости от текущей ситуации. Но основные тенденции, обусловленные интересами развития Казахстана и амбициями местных элит, окажутся именно такими, как описано выше", - считает Игорь Панкратенко. 

16925 просмотров