Вестник Кавказа

Как Евросоюзу реагировать на "чудачества" Трампа

Japan Times
Как Евросоюзу реагировать на "чудачества" Трампа
© Фото: Белый дом

Дональд Трамп - первый американский президент, который считает, что мировой порядок с американским лидерством подрывает интересы США. Хотя нынешний порядок приносит пользу Соединенным Штатам, Трамп убежден, что Китаю он выгоден еще больше. Как пишет Japan Times в статье Europe must stand for itself, опасаясь укрепления Пекина как очередного мирового полюса влияния, Трамп запустил проект творческого разрушения, чтобы уничтожить старый порядок и создать новую, более благоприятную для Америки систему. 

Трамп преследует эту цель, взаимодействуя со странами на двусторонней основе, проводя переговоры с позиции силы и проявляя особое презрение к традиционным союзникам США. Трамп терпеть не может многосторонние организации. Учитывая свою стратегию ”Америка прежде всего”, Трамп посвятил свое президентство подрыву таких институтов как Всемирная торговая организация, и отказался от многосторонних соглашений, таких как Транстихоокеанское партнерство, ядерная сделка с Ираном и Парижское климатическое соглашение. Трамп смог крайне быстро подняться на новые высоты, но другие страны не поспевают за ним,  не говоря уже о создании эффективных альянсов против него.

В последние недели Трамп прямо нацелился на Европейский союз, и для Европы настало время пересмотреть свои интересы, разработав новую стратегию защиты.

Прежде всего, европейцам придется начинать думать самим, а не полагаться на внешнеполитическую доктрину США. ЕС явно заинтересован в сохранении основанного на правилах порядка, который Трамп надеется уничтожить, а интересы блока в отношении Ближнего Востока, Турции и даже России все больше расходятся с интересами США.

Европейцы должны по возможности стараться сотрудничать с США, но только если их собственные интересы учитываются.

Европейцы также должны начать инвестировать в военную и экономическую независимость. В европейских столицах уже начались здоровые дебаты об увеличении расходов на оборону в стране до 2% ВВП. Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO) и новая Европейская инициатива военного вмешательства, предложенная французским президентом Эммануэлем Макроном представляют собой шаги в правильном направлении. Теперь вопрос заключается в том, могут ли французские Force de Frappe (военная и ядерная ударная сила) быть расширены настолько,  чтобы стать надежным сдерживающим фактором для остальной части ЕС.

На экономическом фронте Европа столкнулась с дилеммой, когда возник конфликт ценностей блока и европейских деловых интересов. Бывший министр иностранных дел Бельгии Марк Эйскенс однажды назвал Европу ”экономическим гигантом, политическим карликом и военным червем”. Но сейчас Европа может превратиться в экономического карлика. Тот факт, что США угрожают повторным введением санкций в отношении европейских компаний, сотрудничающих с Ираном, вызывает глубокое беспокойство. Хотя ЕС выступает за международное право, он остается в плену тирании долларовой системы.

В перспективе ЕС должен получить больше рычагов для работы с другими великими державами, такими как Китай и США. Если Трамп хочет сделать трансатлантические отношения более транзакционными, тогда ЕС должен быть готов взаимодействовать в разных областях политики, чтобы заключать сделки.

Европе необходимо разработать стратегию политического взаимодействия с другими государствами. Предполагалось, что G7 станет опорой Запада, но на недавнем саммите в Квебеке эти надежды потерпели крах. Поведение Трампа было настолько шокирующим, что некоторые высокопоставленные европейские официальные лица теперь задаются вопросом, а не стоит ли союзникам США создать независимый альянс, чтобы не оказаться раздавленными растущим могуществом Китая и снижающимся влиянием Америки. В мире, где заключается все больше сделок, новая G6 может предложить защиту с помощью системы, основанной на правилах.

Возникает вопрос, способен ли ЕС выступить единым фронтом. Когда блок раскалывается на отдельные политические составляющие, другим державам становится легче осуществлять стратегию ”разделяй и властвуй”. Россия уже давно руководствуется этой стратегией, и в настоящее время ее перенимают Китай и США. В 2016 году, например, южные и восточные страны-члены ЕС, полагающиеся на китайские инвестиции, смогли смягчить совместное заявление ЕС о территориальных посягательствах Китая в Южно-Китайском море.

Точно так же Трамп регулярно взаимодействует с восточными и южными государствами-членами ЕС, чтобы посеять раздор внутри блока. К примеру, официальные представители Госдепартамента США, как сообщается, пообещали Румынии, что Америка не будет критиковать ее за нарушения правил верховенства закона, если она переведет свое посольство в Израиле в Иерусалим. Поскольку отношения США и ЕС уже дали трещину, администрация Трампа тем более заинтересована в подобной тактике.

Неясно, как ЕС должен на все это реагировать. Блок может более серьезно наказывать те государства, которые ломают ряды ЕС или могут больше инвестировать в безопасность, чтобы даже страны на периферии чувствовали, что им есть что терять, если они вознамерятся подрывать сплоченность ЕС. В качестве альтернативы сам ЕС мог бы заключить сделку с государствами-членами, в соответствии с которой в обмен на внешнеполитическое сотрудничество им будет дана большая свобода для решения внутриполитических вопросов.

Каким бы ни было решение, ЕС срочно нуждается в разработке нового курса. Вместо того чтобы постоянно удивляться и возмущаться оскорблениями Трампа, европейцы должны развивать свою собственную внешнюю политику, с помощью которой можно противостоять его поведению.

7840 просмотров