Вестник Кавказа

Иранскую сделку не спасти?

Washington Post
Иранскую сделку не спасти?

Почти все кандидаты в президенты от Демократической партии США намерены, вступив в должность в январе 2021 года, исправить ущерб, нанесенный президентом Дональдом Трампом, и попытаться вернуть Соединенные Штаты в ядерное соглашение, заключенное с Ираном в 2015 году, утверждает Washington Post в материале A future Democratic president may be unable to save the Iran deal.

Соглашение было президентом Бараком Обамой. Он все еще популярен среди демократических избирателей и европейских союзников. Когда Трамп в одностороннем порядке вывел Соединенные Штаты из сделки и вновь ввел санкции против Тегерана, многие международные эксперты и наблюдатели заявили, что Иран по-прежнему соблюдает условия соглашения. Страх перед попыткой применения ядерного оружия Ираном исчез. Однако Трамп создал новую реальность. Придерживаясь неоконсервативной позиции и заявляя о том, что договор о нераспространении ядерного оружия не достаточен, чтобы ограничить политику Ирана на Ближнем Востоке, Трамп довел Соединенные Штаты до предвоенной ситуации. Похоже, что Иран, задыхающийся от санкций и американского давления, считает, что атаки, подобные тем, которые были совершены на ключевые морские пути Персидского залива, являются наилучшей возможностью потрясти рынки и разрушить стратегические прогнозы США. А группа высокопоставленных чиновников, отвечающих за политику Трампа, с нетерпением ждет эскалации.

Белый дом настаивает на том, что он по-прежнему стремится к сохранению дипломатических отношений с Ираном. Но путей к достижении дипломатического решения конфликта становится все меньше. На этой неделе Трамп даже ввел санкции против министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа, из-за которых он, возможно, не сможет посещать ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Администрация Трампа, где много выступающих против Тегерана чиновников, также раздумывает о том, стоит ли оставлять в силе освобождения от санкции, которые позволяют ряду иностранных правительств продолжать работать с Ираном.

Учитывая текущее состояние напряженности в отношениях между странами, существует вероятность того, что ядерное соглашение не доживет до конца лета, не говоря уже о следующих президентских выборах в США. До сих пор Иран сдерживался в своих угрозах обогащения урана до уровней, которые нарушили бы условия сделки 2015 года. Иранские чиновники предупреждают, что до превышения этого лимита остается мало времени. Европейские дипломаты указывают на одностороннее выполнение Ираном условий сделки в качестве оправдания планов по созданию торгового механизма, получившего название Instex, который мог бы позволить обойти санкции США. Но этот механизм не сможет быть реализован, если Иран также выйдет из соглашения.

Иранцы не уверены, что европейцы могут восполнить потерю доходов от продажи нефти - экспорт нефти в Европу сейчас упал до нуля, в то время как общий объем торговли между ЕС и Ираном в первом квартале 2019 года сократился почти на 70% в годовом исчислении. "Каков сейчас спрос? У нас одно требование - мы должны продавать нефть и получать деньги. Фактически это минимальная выгода, которую мы получаем от сделки", - заявил иранский чиновник журналистам.
"Иран сказал Европе: вы фактически ничего не делаете", - говорит резидент исследовательского центра Global Arena Мишель Коран.

Ожидается, что европейские державы предоставят кредиты в несколько миллионов евро, чтобы запустить процесс, но это лишь демонстрирует ограниченность возможностей Европы в тех вопросах, по которых у нее возникает разногласий с Соединенными Штатами. "Позиция США в отношении Ирана показала, что политика Евросоюза в области безопасности контролируется важностью доллара США для мировой торговли, - отметил Том Тугендхат, председатель комитета по иностранным делам парламента США. - Санкции определяют нашу политику, и если не возникнет новой мировой валюты или банковской системы, то ничего не изменится".

Даже ситуация не изменится в предстоящие месяцы, есть и другие причины, по которым последствия нынешнего конфликта необратимы. К 2021 году и участники диалога, и проблемы, лежащие в основе переговоров с Ираном, полностью поменяются. Срок полномочий президента Хасана Рухани закончится вскоре после того, как потенциальный победитель от демократов войдет в Белый дом. До этого на парламентских выборах в Иране в 2020 году могут победить те, кто выступает против дипломатического пути, чья поддержка только возросла из-за нынешней тактики Белого дома.

Возвращение к ядерной сделке 2015 года может быть невозможным для президента-демократа в 2021 году. В Соединенных Штатах захотят заключить новую, более жесткую сделку, а Иран пойдет на большие уступки, как он это сделал в 2015 году."

10595 просмотров