Вестник Кавказа

Иранская ядерная сделка трещит по швам

The Guardian
Иранская ядерная сделка трещит по швам

Вчера президент США Дональд Трамп подписал указ о введении санкций против производства металлов в Иране, чтобы лишить Иран доходов от экспорта продукции, связанной с производством железа, стали, алюминия и меди- тех, которые "могут быть использованы для распространения оружия массового уничтожения, финансирования террористических группировок, агрессивных действий в регионе и для военной экспансии".

The Guardian в материале Iran nuclear deal: what has Tehran said and what happens next? В тот же день Иран приостановил выполнение обязательств по ядерной сделке 2015 года, в результате которой санкции против государства были сняты в обмен на ограничения ядерной программы Тегерана. Президент ИРИ Хасан Рухани заявил, что Тегеран будет хранить избыточные запасы обогащенного урана и тяжелой воды вместо того, чтобы экспортировать их. Он пригрозил возобновить обогащение урана сверх нормы, установленной в соглашении, если не будет достигнут прогресс в процессе ослабления санкций.

Что об этих обязательствах говорится в сделке

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) 2015 года устанавливал ограничение в 3,67% для обогащения урана (достаточное для производства топлива для коммерческой атомной электростанции) и запрещал Ирану накапливать более 300 кг низкообогащенного урана и 130 тонн тяжелой воды, охлаждающей жидкости, используемой в ядерных реакторах. Теоретически, уран, обогащенный до гораздо более высоких уровней чистоты, чем нынешние запасы Ирана, может быть использован в качестве расщепляющегося ядра ядерного оружия, в то время как тяжелая вода является источником плутония, который можно использовать для производства боеголовок.

Почему Иран пошел на такой шаг именно сейчас

Иран страдает от разрушительных санкций, восстановленных США после того, как Дональд Трамп вышел из ядерного соглашения в прошлом году. Иранский риал, который на момент подписания соглашения торговался по цене 32 000 за доллар, вчера опустился до уровня 153 500 за доллар. Тегеран справедливо заявил, что основой сделки было прекращение экономической изоляции Ирана в обмен на строгие и проверенные ограничения ядерной деятельности страны. Повторно вводя санкции с экстерриториальным эффектом, США напугали компании и банки по всему миру, чтобы они сократили, прекратили или не начали бизнес с иранскими коллегами. США на прошлой неделе также отказались от освобождений для ядерного сотрудничества с Ираном, включая отгрузку за границу избыточных поставок, из-за чего Ирану стало намного труднее соблюдать ограничения по запасам.

Экономический кризис усилил внутреннее давление на Рухани, относительно умеренного политика, от которого требуют предпринять контрмеры. Его политика ожидания, основанная на предположении о том, что Трампа через 18 месяцев сменит дружественно относящийся к ядерной сделке демократ, потерпела неудачу, но теперь Рухани надеется, что защищен от критики стороны сторонников жесткой линии, утверждающих, что Иран слишком от много отказался в рамках ядерной сделки. Иранцы дали европейцам достаточно времени, чтобы придумать защищенный от американских санкций механизм, который будет способствовать развитию торговли между ЕС и Ираном.

Означает ли заявление конец соглашения

Еще нет. Иранцы установили график поэтапного выхода из соглашения, зависящего от действий ЕС. ”Эти действия должны спасти сделку, а не уничтожить ее”, - сказал Рухани. Он добавил, что мера является оправданной в соответствии со статьями сделки, в которых указано, что сторона может принять контрмеры, если другая сторона явно нарушает свои обязательства. Иран не ограничивал ООН, инспектирующую соблюдение и наблюдающую за работой по усовершенствованию центрифуг, что можно было бы рассматривать как пересечение красных линии ЕС.

Что будут делать американцы

Белый дом в восторге от того, что его кампания по оказанию максимального давления наконец-то заставила иранцев дрогнуть. США будут использовать заявление Рухани, чтобы вывести ЕС их соглашения или хотя бы потребовать, чтобы блок ввел свои собственные санкции. Предполагается, что некоторые вашингтонские политики, например, Джон Болтон, советник по национальной безопасности, пытаются найти повод для войны с Тегераном так же, как это было в отношении Ирака в 2002 году. Если в настоящее время и существует какая-то доминирующая позиция в американская внешней политике, то это враждебность к Ирану.

Какова позиция ЕС

Европа вкладывает значительные средства в дипломатию с Ираном и рассматривает ядерную сделку как знак многосторонности. Европейские союзники Вашингтона считают, что отказ Трампа от сделки ослабляет прагматичное крыло иранского руководства и играет на руку сторонникам жесткой линии. Это означает, что общественность в Иране не видит экономических выгод от попыток Рухани открыть страну. ЕС давно выражает сомнения по поводу ракетной программы Тегерана и его деятельности в Ливане, Ираке и Йемене, но эти вопросы рассматриваются блоком отдельно от ядерного соглашения.

Есть ли выход из ситуации

На данный момент неизвестно. Европа получила от Тегерана уведомление о том, что должна выполнить свои обязательства по поддержке иранской экономики, но, учитывая, что в глобальная экономика оценивается в долларах, европейские банки и компании никогда не предпочтут торговлю с Ираном отношениям с США, а именно перед таким выбором их ставит американское Казначейство. Хотя Франция призывает к усилению европейского экономического суверенитета, на изменение доминирующей позиции доллара уйдет не меньше двух десятилетий, а не два месяца, которые выделил Рухани.

9480 просмотров