Вестник Кавказа

Иран в китайских проектах

The New York Times

На протяжении тысячелетий Иран процветал как торговый узел, связывающий Восток и Запад. Эта роль будет укреплена в ближайшие годы, поскольку Китай развивает свой проект ”Один пояс - один путь”, в рамках которого инвестиции в инфраструктуру - мосты, железные дороги, порты и энергопроекты в более чем 60 странах Европы, Азии и Африки -  составят более триллиона долларов . Иран занимает центральное место в этих планах.

Как пишет The New York Times в статье For China’s Global Ambitions, ‘Iran Is at the Center of Everything’, восточном Иране китайские рабочие активно модернизируют один из основных железнодорожных маршрутов страны, стандартизируют размеры колеи, улучшают железнодорожное полотно и восстанавливают мосты. Конечная цель проекта - связать Тегеран с Туркменистаном и Афганистаном. То же самое происходит и в западном Иране, где бригады железнодорожников работают, чтобы связать столицу с Турцией и, в конечном счете, с Европой. Другие железнодорожные проекты свяжут Тегеран и Мешхед с глубоководными портами на юге страны.

Будучи зависимым от Пекина в годы международной изоляции, введенной Западом из-за ядерной программы, Иран сейчас имеет решающее значение для способности Китая реализовать свои грандиозные амбиции. Другие маршруты на западные рынки длиннее и проходят через территорию России - потенциального конкурента Китая.

”Это не значит, что их проект будет отменен, если мы не будем участвовать, - говорит заместитель министра дорог и городского развития Ирана Асгар Фахри Кашан. - Но если они хотят сэкономить время и деньги, то выберут самый короткий маршрут. Есть и политические преимущества в сотрудничестве с Ираном по сравнению с Россией. Они очень заинтересованы в работе с нами”.

Другие опасаются, что из-за крупных китайских инвестиций и растущего присутствия Китая в иранской экономике Тегеран станет слишком зависимым от Китая, своего самого крупного своего торгового партнера.

Китай стал важным рынком для иранской нефти из-за сохраняющихся односторонних американских санкций, которые отпугивают глобальные банки. Это единственный источник большого объема капитала, необходимого Ирану для финансирования важнейших инфраструктурных проектов. По-видимому, руководство готово пойти на этот риск. 

”Китай доминирует над Ираном, - говорит Мехди Тагави, профессор экономики Университета Алламеха Табатабаи в Тегеране. - Иранские власти не видят недостатков в зависимости от Китая. Вместе мы движемся вперед”.

В ходе тестового запуска в 2016 году поезд из порта Шанхая в восточном Китае достиг Тегерана всего за 12 дней. Подобное путешествие по морю занимает до 30 дней. В Иране была использована существующая трасса между Тегераном и Мешхадом, по которой осуществляет движение более медленный поезд, работающий на дизельном топливе. Когда новая линия будет открыта в 2021 году, ожидается, что по ней будут ходить электропоезда со скоростью до 125 миль в час.

Фахри Кашан, который благодаря знанию английского языка курирует переговоры по большинству крупных международных бизнес-сделок с государством, сказал, что китайская инициатива принесет значительную пользу, помимо предоставления маршрута для транспортировки товаров. ”Представьте себе инфраструктуру, градостроительство, культурные обмены, коммерческие соглашения, инвестиции и туризм, - сказал он. - Вы можете выбрать любой проект, так как все они под одним зонтиком”.

Деловые связи между Ираном и Китаем растут с тех пор, как Соединенные Штаты и их европейские союзники начали оказывать давление на Тегеран по поводу ядерной программы в 2007 году. Китай остается крупнейшим покупателем иранской нефти, даже после того, как западные санкции были отменены в 2016 году, а у Ирана вновь появилась возможность продавать нефть на европейских рынках.

Китайские государственные компании действуют по всей стране, строят дороги, копают шахты и производят сталь. Тегеранские магазины завалены китайскими продуктами, а на улицах огромное количество китайских автомобилей.

Лидеры Ирана надеются, что участие страны в инициативе позволит им воспользоваться крупными экономическими амбициями Китая. ”Китайский план разработан таким образом, чтобы способствовать установлению китайской гегемонии на половине земного шара, - сказал Фахри Кашан. - Мы создаем коридоры по просьбе китайцев, но это откроет нам значительный доступ к новым рынкам”. 

 

15650 просмотров