Вестник Кавказа

Идеологические аспекты карабахского конфликта

Идеологические аспекты карабахского конфликта

За четверть века открытого противостояния Армении и Азербайджана на территории Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов представления о конфликте вышли за пределы понятий "межнациональный" или "межгосударственный". В основе конфликта лежит виртуальное миропонимание, выходящее за рамки естественно-бытового представления о жизни. За основу политической мобилизации этноса берутся не нравственные законы либо нормы международного права, а своеобразные идеологизированные схемы, удовлетворяющие потребности существования современной доктрины армянской безопасности.

Для понимания идеологического сопровождения конфликта, необходимо понять, что агрессия Армении против народа Азербайджана в Нагорном Карабахе не является классической войной за природные ресурсы или же жизненно важные для существования территории. В конфликте Армения больше потеряла, нежели приобрела. В экономике проявились черты деиндустриализации, в результате чего в сфере частного сектора в значительной степени господствует натуральное хозяйство. Расходы армянской стороны на поддержание оккупации Нагорного Карабаха за последние два десятилетия многократно выросли. Говорить о каком-либо возмещении расходов со стороны инвесторов невозможно, так как никакой фактической прибыли оккупация не принесла, соответственно никаких экономических обоснований агрессии также не существует. Более того, в результате оккупации международное сообщество в лице ООН определяет Армению стороной-агрессором, что позволяет официальному Баку в любой момент поднять вопрос о наложении на Ереван и самопровозглашенный Карабах санкционной политики вплоть до введения эмбарго на поставки оружия или технологий двойного назначения.

Карабахская война не является гражданской или войной за самоопределение, так как цель армянского сепаратизма - более глубокое экономическое проникновение вглубь Армении и соседних республик. Заявленное обособление оккупированных территорий является исключительно политической ширмой, так как даже в представлении сепаратистов существование двух армянских республик представляется нецелесообразным. Ни для кого не секрет, что в случае признания, Нагонных Карабах будет интегрирован в состав Армении. Существует риск распространения сепаратистских тенденций в страны традиционного проживания армянской диаспоры (Грузии, Абхазии). Армянский сепаратизм стремится к мобилизации этнического потенциала в интересах обретения геополитического значения за пределами Южного Кавказа. Это касается Украины, России, а также Сирии, так как в период гражданской войны, беженцам армянского происхождения охотно предоставлялась возможность проживания на территории оккупированного Нагорного Карабаха.

Планомерная идеализация карабахской войны со временем приобрела значение консолидации сил армянского интернационала. Большая часть армянского народа проживает за пределами собственного государственного образования, поэтому идеологи армянского национализма одной из своих первостепенных задач видят сближение диаспоры. В конце 1980-х именно армянский сепаратизм в Нагорном Карабахе был использован как объединяющий фактор для пребывающего преимущественно в рассеянном состоянии этноса. Армянскую диаспору можно разделить на западную и восточную. К западной относятся потомки армянских эмигрантов в США, Франции, Бельгии, Италии, волнами покидавшие Южный Кавказ и Малую Азию в разные периоды истории. К восточным относят потомков армян, закрепившихся в самом южнокавказском регионе, а также в Иране, Сирии, России, Украине, Туркмении и до недавнего времени в Азербайджане.

Мирный договор 1555 года между Турцией и Персией считают армянская историография считает годом раздела Армении на западную и восточную, намекая и на культурный излом. Если на Западе армянство не сумело консолидироваться в единые политические структуры, ограничиваясь лоббизмом своих интересов в отдельных государствах, то большая часть восточных армян была объединена в рамках советского государства. Во времена СССР между советскими армянами и их соплеменниками из других стран стоял железный занавес, наличие которого предполагало идеологический раскол. Армяне в Советском Союзе долгие годы жили в соответствии с совершенно иными нравственными ценностями и социальными ориентирами, нежели их соплеменники за рубежом. Принимая во внимание тот факт, что численность диаспоры традиционно превышает численность автохтонного населения современной Республики Армения, армянский национализм избрал вооруженную агрессию как мотивационную основу объединения диаспоры накануне и после развала СССР.

Что же касается нынешнего вялотекущего состояния конфликта, то он выгоден армянскому руководству, так как служит для поддержания идеи о своеобразной национальной обители армянского народа в условиях глобальных трансформаций. С ростом числа мигрантов в странах ЕС, армянский национализм опасается в обозримом будущем столкновения христианской и мусульманской культур, поскольку традиционное политическое влияние и связанные с ним финансовые возможности диаспоры на западе могут значительно пострадать. Власти Армении никогда не отказываются от прямых финансовых вливаний со стороны диаспоры, а значит, нагорно-карабахский конфликт может поддерживаться максимально долго.

20910 просмотров