Вестник Кавказа

″Геноцид армян″: Спор о подлинности телеграмм Талаата-паши продолжается

Споры о подлинности документов о ″геноциде армян″ 1915 года, в частности телеграмм министра внутренних дел Османской империи (1913—1917) Талаат-паши, якобы отдавшего приказ истребить армян, ведутся уже почти целое столетие. Недавно турецкий историк и публицист Танер Акчам, выступающий за признание ″геноцида″, опубликовал работу ″Мемуары Наима Эфенди и телеграммы Талаата-паши″, в которой делает вывод, что телеграммы были настоящими. Однако ″коллеги по цеху″ Акчама утверждают, что эти документы все-таки нельзя воспринимать всерьез. 

Напомним, что телеграммы были опубликованы благодаря Араму Андоняну, который собирал свидетельства армян, переживших депортацию из Османской империи. В процессе своих поисков он то ли купил, то ли выменял документы у турецкого чиновника Наим Бея, который был главным секретарем депортационного комитета в Алеппо. Андонян перевел полученные бумаги на армянский, а позже они увидели свет на английском и французском языках под броским заголовком ″Великое злодеяние″ или ″Великое преступление″. Причем французская и английская версии, опубликованные в Париже и Лондоне в 1920 году, имели серьезные расхождения не только с армянским изданием, но и отличались друг от друга. Большая часть материала, представленная как слова турецких чиновников в английском издании, подается как слова самого Андоняна во французском варианте, что затрудняет задачу понимания, где текст был написан Наим Беем, а где Андоняном. Многие фрагменты французского издания и вовсе опущены в английской версии.

Подробный анализ телеграмм дает Гюнтер Леви в книге  "Армянские погромы в османской Турции: спорный геноцид", вышедшей в 2005 году в издательстве The University of Utah Press, который, в частности, отмечает, что демонизация Талаат-паши в книге Андоняна значительно разнится с тем, как многие армяне представляли себе Талаата до событий 1915 года.

В подлинности документов заставляет усомниться несколько фактов.

Во-первых, подпись на них губернатора Алеппо Мустафы Абдулхалик Бея, которая стоит на девяти документах, не совпадает с реальными образцами его подписи.

Во-вторых, Андонян либо был недостаточно осведомлен, либо халатно пренебрег различиями между османским и европейским календарями. Эти ошибки разрушают всю систему идентификационных номеров и дат, которую он использовал для своих документов.

В-третьих, изучение дат и идентификационных номеров, найденных в реестре исходящих шифрованных телеграмм Министерства внутренних дел, показывает, что идентификационные номера документов Андоняна никак не связаны с действительными идентификационными номерами, которые использовались на шифрованных телеграммах, отправлявшихся из Константинополя в данный период.

В-четвертых, все документы, кроме двух, написаны на чистой бумаге, без обычных для официальных бумаг обозначений, использовавшихся османским правительством во время Первой мировой войны.

В-пятых, документы содержат грамматические и лексические ошибки, которые мог сделать только человек, не являющийся носителем турецкого языка.

Тем не менее телеграммы Талаат-паши печатались в западной прессе как доказательство зверств турок. Они широко разошлись по миру, однако не нашли доверия в академических кругах. Говорят, что когда судили некоторых бывших младотурецких чиновников, трибунал не принял материалы Андоняна как доказательство, а британский МИД провел собственное расследование, придя к выводу, что телеграммы - фальшивка. Аналогичное расследование проводило и Берлинское бюро криминалистики, вынесшее вердикт, что ни бумага, на которой исполнены представленные документы, ни языковой стиль их исполнения, не могут быть признанными характерными для Османской империи. В частности, Андоняна подвело плохое знание календаря, которым пользовались в Османской империи – он отличался от европейского. Так, одна из телеграмм якобы была отправлена Талаат-пашой губернатору Алеппо Мустафе Абдулхалику, однако исходя из даты, указанной на той телеграмме, ясно, что на этот момент губернатором Алеппо был другой человек - Бекир Сами.

В заключение стоит сказать, что Арам Андонян так и не представил оригиналы телеграмм Талаат-паши, заявив, что они утеряны. Можно ли на таких доказательствах выстраивать ″линию нападения″, сказать сложно. Очевидно, однако, что историкам предстоит еще много работы для того, чтобы разобраться в событиях более чем столетней давности.

30255 просмотров