Вестник Кавказа

Что ждет Путина в Баку и Ереване

Что ждет Путина в Баку и Ереване
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Ровно через неделю, 25 сентября, Владимир Путин отправляется в Баку, после чего полетит в Ереван. Активность высшего российского руководства на кавказском направлении в последнее время все заметнее. В первый день сентября президент России встречал в Сочи Ильхама Алиева, а уже через неделю принимал в Кремле премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Встречи были очень разными, как и последние тренды в отношениях Москвы с Баку и с Ереваном.

Сочинская встреча Путина и Алиева была третьей за последние три месяца – в июне они встречались в Москве накануне Чемпионата мира по футболу, а в августе – в Казахстане. В Сочи президенты согласовали план действий по развитию ключевых направлений сотрудничества, который включил "дорожные карты" по наращиванию торговли и встречных инвестиций, созданию транспортных маршрутов, расширению гуманитарного взаимодействия, в том числе культурных и туристических обменов. Российско-азербайджанский товарооборот по итогам прошлого года увеличился почти на 35%, достигнув 2,5 млрд долларов, а прямые капиталовложения России в Азербайджан составили 1,5 млрд долларов. Сегодня на азербайджанском рынке действует около 700 совместных компаний, треть из них со стопроцентным российским капиталом. Из российских "капитанов большого бизнеса" в Азербайджане работают "Газпром", "Транснефть", ЛУКОЙЛ, а энергосистемы России и Азербайджана функционируют в интегрированном режиме. Углубляется кооперация в промышленной сфере: КамАЗ наладил выпуск лицензионных грузовиков и их сервисное обслуживание на Гянджинском автомобильном заводе; российская компания "Р‑Фарм" вложила 74 млн дол. в строительство в Азербайджане предприятия по производству лекарственных препаратов, которое откроется в 2019 году; Газпромбанк участвует в развитии Сумгаитского химико-промышленного парка, инвестиции составляют порядка 750 млн долларов.

Одним из наиболее перспективных проектов и в Москве, и в Баку считают создание международного транспортного коридора "Север–Юг", который соединит западноевропейские рынки с азиатскими производителями, что позволит ускорить грузоперевозки из Южной Азии и Ближнего Востока через Иран в Европу.

Россия для Азербайджана остается партнером номер один по импорту и находится на первом месте для азербайджанского экспорта ненефтяной сферы, а стоимость продукции военного назначения, закупленной Азербайджаном в России, превышает 5 млрд дол. и имеет тенденцию к росту, поскольку Азербайджан продолжает модернизацию вооруженных сил.

Военно-техническое сотрудничество выглядит особенно актуальным для Азербайджана в контексте нерешенной нагорно-карабахской проблемы. Международно признанная территория этого государства находится под армянской оккупацией, более миллиона азербайджанцев стали беженцами и внутренними переселенцами в результате этого конфликта. На поддержку Москвы в деле урегулирования конфликта рассчитывают как в Баку, так и в Ереване. Но если в российско-азербайджанских отношениях все кристально ясно, то в отношениях с Арменией, после прихода к власти премьер-министра Никола Пашиняна, ситуация выглядит неопределенной и запутанной.

8 сентября в Кремле на встрече Путина и Пашиняна победных реляций не звучало. Информация о переговорах вообще крайне скупа – армянский премьер приезжал в Москву с рабочим визитом, и многочисленные накопившиеся проблемы должны были решаться в рабочей обстановке. Между тем, характеризуя российско-армянские отношения, Путин заявил, что они "носят совершенно особый характер, специфический". Российский президент напомнил, что РФ занимает первое место среди экономических партнеров Армении: "Мы самый большой инвестор в армянскую экономику… Это и энергетика, причем и углеводородная энергетика, поставки газа по самым низким ценам, по которым только "Газпром" продает газ в мире – по 150 дол. за 1000 кубов. Это и атомная энергетика, тепловая генерация. У нас развиваются отношения в металлургической промышленности, в машиностроении. В общем, нам есть, о чем поговорить".

Поговорить действительно было о чем. В Кремле не на шутку обеспокоены заявлениями и действиями нового армянского премьера, которые не вписываются в канву "стратегического партнерства". Речь идет о и антироссийской риторике, и о взаимодействии Еревана с интеграционными структурами на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, и о преследовании новыми армянскими властями политических оппонентов, и о жесткой позиции нового армянского руководства в процессе карабахского урегулирования.

Однако Пашинян считает, что "вопреки некоему пессимизму, который сейчас присутствует и в армянской, и в российской прессе, и в социальных сетях", в российско-армянских нет нерешаемых вопросов. Вопросы он предлагает решать, "опираясь на уважение интересов в наших союзнических отношениях, уважение интересов наших стран, уважение суверенитета наших стран и на принцип невмешательства во внутренние дела друг друга".

Эти слова можно расценивать как очередной намек на вмешательство Москвы в дела Еревана. (Не Еревану же, в самом деле, вмешиваться в дела Москвы). Исходя из этого, можно с уверенностью прогнозировать, что встречи Путина с армянским руководством будут кране сложными.

Ситуация усугубляется тем, что на минувшей неделе в Армении прошли командно-штабные учения, в ходе которых отрабатывался сценарий войны с Азербайджаном. Эксперты опасаются, маневры приведут к росту напряженности в зоне конфликта, а то и к возобновлению войны, тем более что в эти дни в Азербайджане проходят широкомасштабные оперативно-тактические военные учения, на которых отрабатывается стратегия и тактика разгрома военных группировок и передовых подразделений Армении на территории Карабаха и освобождения оккупированных земель. По идее, на встречах в Баку и Ереване президент России должен выступить в роли миротворца. Насколько это ему удастся с учетом "специфической" политики Армении, будет ясно через неделю.

27660 просмотров