Вестник Кавказа

Что США собираются делать в Грузии

"Стратегическое партнерство и сотрудничество Грузии и США в период администрации президента Дональда Трампа достигли наивысшего уровня, мы намерены интенсивно развивать это сотрудничество", - заявил премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе в прямом эфире тбилисской телекомпании "Имеди" на прошлой неделе. Он убежден, что в отношениях Тбилиси и Вашингтона настал исторический момент для того, чтобы продолжить качественное углубление двухстороннего сотрудничества практических во всех областях, особенно в сферах экономики, безопасности и обороны.

Каспийский регион и регион Южного Кавказа, в частности Грузия, по-прежнему представляют собой зону прямого противостояния России и США. Россия продолжает направлять усилия на распространение влияния на пространстве Закавказья, а США стараются не потерять те позиции, которые были заняты на Южном Кавказе в период прошлых администраций, блокируя движение России.

Сотрудничество между Тбилиси и Вашингтоном в военной сфере направлено в первую очередь на придание большей устойчивости прозападному курсу грузинского правительства, а не на улучшение и модернизацию грузинских вооруженных сил. Милитаризация всего закавказского региона идет по нарастающей, значительно опережая экономический и социальный прогресс в регионе. США не заинтересованы в том, чтобы численность войск, вооружение и военная оснащенность Грузии превышали допустимые границы. Оружия и боеприпасов в Закавказье и без того достаточно, чтобы развязать очередную войну, которая приведет к большим потерям в живой силе.

Тбилиси и Вашингтон заинтересованы в том, чтобы расширить доступ Грузии к Генеральной системе преференций. Это поспособствует росту грузинского экспорта на рынки ЕС, что предусматривает возможности, связанные с торговлей и отменой любых торговых барьеров. Иными словами, предполагается полная либерализация торговли промышленными товарами, а также значительное послабление экспортного тарифа до 95%.

Одновременно США ограничивают более тесную интеграцию Грузии в такие структуры как НАТО, опасаясь излишнего сближения Тбилиси и ведущих европейских государств. Для Вашингтона представляется более удобным формат двухстороннего сотрудничества с государствами Южного Кавказа на двусторонней основе, нежели в рамках НАТО. В конце концов, влияние России по-прежнему высокое, и в этом смысле сотрудничество США и Грузии должно создать представление о реальном партнерстве, а не о военном проникновении американцев в регион. 

Сохранение российского военного присутствия в Армении, Абхазии и Южной Осетии вполне может обеспечить баланс сил в регионе. В отличие от Грузии, которая рассматривает возможное американское присутствие как фактор сдерживания России, США видят в этом возможный вариант сдерживания Турции. Турецкий бизнес активно проникает в Закавказье, особенно сейчас, когда Анкара противостоит американской санкционной политике. Более двадцати пяти лет Турция остается главным экономическим партнером Грузии - в 2017 году торговый оборот составил 1,58 млрд долларов. За Турцией следуют Россия, Китай и Азербайджан с 1,18 млрд, 939 млн и 881 млн долларов соответственно.

216580 просмотров