Вестник Кавказа

Чем торговая война Трампа похожа на иракскую войну Буша

Чем торговая война Трампа похожа на иракскую войну Буша

Несколько лет назад, в ходе избирательной кампании, будущий президент США Дональд Трамп завил, что был против вторжения в Ирак в 2003 году. Это заявление позволило ему представить себя электорату как республиканца иного типа, который с меньшей вероятностью отправит американские войска за границу в поисках "монстров" для уничтожения, пишет The Week в материале Why Trump's trade war is becoming eerily similar to Bush's Iraq War. По мнению издания, внимательное изучение деятельности нынешнего президента США позволяет предположить, что между ним и его предшественником немало общего: траектория торговой войны Трампа с Китаем все больше напоминает провал Буша в Ираке.

Оба президента начали войны по собственному желанию. Буш пришел к власти в 2001 году с влиятельными республиканцами, призывающими к реваншу в Ираке под руководством Саддама Хусейна, с которым отец Буша воевал в 1992 году. Атаки 11 сентября на Америку не имели никакого отношения к иракцам, но чиновники администрации Буша использовали теракт, наряду с ошибочными разведданными, предполагающими, что Хусейн разрабатывал оружие массового уничтожения, в качестве предлога для вторжения.

Точно так же попавший в Белый дом Трамп жаждал конфронтации с Китаем, решив подобным образом сократить торговый дефицит США. Буш, по крайней мере, имел номинальную поддержку Конгресса, когда вторгся в Ирак; Трамп начал свою торговую войну самостоятельно в июне 2018 года, введя налоги на китайские товары стоимостью $34 млрд.

Оба лидера преувеличивали свои успехи. ”На мой взгляд, сейчас в Ираке все так плохо, что народ страны считает нас освободителями”, - заявлял в начале 2003 года вице-президент Буша Дик Чейни.

”Когда США теряют миллиарды долларов на торговле практически со всеми странами, с которыми ведут бизнес, торговые войны хороши и в них легко одержать победу”, - написал Трамп в Твиттере в марте 2018 года.

Оба президента попытались приложить больше усилий, чтобы поскорее завершить затянувшиеся конфликты. После того, как изнуренный войной электорат отстранил республиканцев от власти в Конгрессе в ноябре 2006 года, Буш сделал противоположное тому, что ожидалось, и приказал ввести дополнительные войска в Ирак. Сегодня ряд республиканцев утверждает, что благодаря этому решению США избежали поражения в войне. Но на самом деле, как стало очевидно после появления ИГИЛ (запрещена в РФ и других странах), оно просто помогло оттянуть момент катастрофы, последствия которой иракцы ощущают до сих пор.

Точно так же, несмотря на множество свидетельств того, что Китай не уступит требованиям Трампа, включая потраченные миллиарды долларов на компенсацию американским фермерам за упущенные торговые возможности, нынешний американский президент продолжает повышать тарифы, лишь изредка намекая на то, что готов отступить.

Существуют и другие сходства между войнами, начатыми Бушем и Трампом.  Сенатор Линдси Грэм (республиканец от Южной Каролины) поддерживал обоих политиков на протяжении всего их пути, в то время как спикер палаты представителей Нэнси Пелоси не смогла или не захотела вмешаться. При этом нужно признать, что война Буша привела к гибели тысяч людей с обеих сторон, а торговая война Трампа стоит дорого, но не чревата кровопролитием. Тем не менее оба конфликта были развязаны элитами, изолированными от последствий, в то время как обычные люди несут реальные издержки. Трамп может продолжать торговую войну, потому что не его ферма обанкротится; Грэм может беспечно говорить о том, что американцы принимают ”бремя” торговой войны, но ему не приходится беспокоиться о том, что цены в Walmart растут и он не сможет прокормить свою семью.

По всей вероятности, у торговой войны Трампа будет еще одно сходство с провалом в Ираке. Буш уничтожил авторитет США, а его администрация была раскритикована за склонность действовать в одностороннем порядке, а не в согласии с союзниками. По всей вероятности, политика Трампа ”Америка прежде всего” приведет к аналогичным результатам.

Американские президенты-республиканцы XXI века продолжают действовать в одиночку, игнорируя своих партнеров, желающих оказать им помощь. В связи с этим возникает вопрос: когда доверие к США будет окончательно потеряно?

11020 просмотров