Вестник Кавказа

Al Monitor о сотрудничестве между Россией и Египтом

Al Monitor

Переизбрание президента Абдель Фаттаха ас-Сиси позволило Каиру продолжить последовательную внешнюю политику в отношении Москвы. Прогресс виден на примере двух российских мегапроектов в Египте: промышленной зоны к востоку от Порт-Саида и АЭС эд-Дабаа. Как отмечает американское интернет-издание Al Monitor в статье Egypt, Russia making most of collaboration prospects, РФ и Египет должны возобновить прямые рейсы на популярные курорты после двух с половиной лет перерыва, произошедшего после того как российский чартерный самолет был сбит над Синайским полуостровом в октябре 2015 года.

Страны постепенно восстанавливают туристический поток, несмотря на угрозу терроризма. Однако Египет может отвлечь российских туристов от курортов в Сочи и Крыма, поэтому Москва, скорее всего, будет придерживаться сбалансированной политики по этому вопросу.

Военно-технические и военно-политическое партнерство по-прежнему остаются приоритетными для России и Египта. В ноябре заключен пятилетний договор, позволяющий российским военным самолетам использовать египетские объекты и воздушное пространство при условии предоставления уведомления за пять дней. Сделка вызвала немало спекуляций. Одни эксперты считают, что соглашение просто упростит правила, касающиеся регулярных совместных военных учений российских десантных войск и десантников египетских вооруженных сил. Другие аналитики убеждены, что это решение не только позволит российской военно-морской авиации осуществлять надзор в Средиземноморском регионе, но и укрепит позиции России в Ливии, если там будет развиваться неблагоприятный сценарий.

В июле Египет открыл крупнейшую военную базу на Ближнем Востоке для защиты западной части страны, граничащей с Ливией, а также нефтяных месторождений. В то же время объекты в Сиди-Баррани - недалеко от границы между Египтом и Ливией были реконструированы для предотвращения проникновения в страну экстремистов, незаконных мигрантов и контрабандистов.

СМИ иногда упоминали, что Россия обдумывает возможность лизинга бывшей советской авиабазы в Сиди-Баррани. Сообщалось, что Россия даже разместила там спецназ и дроны. Россия и Египет категорически отрицали такие сообщения, поскольку сам ас-Сиси отверг идею о том, что на его территории есть какое-либо иностранное военное присутствие. Однако алжирские источники заявили, что Россия предоставляла разведданные с территории Египта ливийскому генералу Халифу Хафтару, а по данным французских источников, эксперты Главного разведывательного управления России занимаются подготовкой египетских спецслужб. В целом российско-египетское военно-техническое сотрудничество выглядит многообещающим для обеих сторон.

Осенью 2015 года Египет подписал с Россией соглашение на приобретение 46 вертолетов Ка-52 ”Аллигатор”. Сообщается, что Каир также заказал около 50 истребителей МиГ-29М / МиГ-29М2.

Кроме того, в начале июня 2017 года появились фотографии, на которых, как предполагается, запечатлена разгрузка зенитных систем С-300ВМ ”Aнтей” 2500 в Александрийском порту. 

Существуют и другие контракты, которые также хранятся в тайне. Например, фотографии трехкоординатного радара Противник-ГЕ в социальных сетях были единственным доказательством того, что россияне предоставили передовую радиолокационную станцию египетской армии.

Летом 2017 года просочились сведения, что российская машиностроительная компания ”Уралвагонзавод” планирует начать лицензированное производство российских танков Т-90С/СК в Египте. На данный момент Россия и Египет, возможно, близки к завершению контракта на лицензионную сборку около 400 танков.

”Несмотря на то, что на объекте по производству танков M1A1 Abrams, расположенном за пределами Каира в Хелуане, собираются танки из комплектов, поставляемых США, египетским сухопутным войскам нужно больше, так как комплекты отгружаются небольшими партиями, и время от времени поставка приостанавливается по политическим причинам. Аналогичные проблемы возникают и с американскими вертолетами Boeing AH-64D Apache.

Москва заключила ряд крупных контрактов на поставку оружия в Египет, несмотря на сильную конкуренцию со стороны США. Однако поставки оружия и техники едва ли улучшают ситуацию с безопасностью в Египте, особенно на Синайском полуострове. Военные операции, проводимые в условиях отключения средств массовой информации, могут привести к появлению слухов о многочисленных жертвах среди гражданского населения. Всесторонний подход к борьбе с терроризмом требует гибкой стратегии и соответствующей политической открытости, чтобы не допустить объединения противников режима и радикалов. Однако маловероятно, что египетский президент, сторонник жесткой линии, согласится на новый подход.

10955 просмотров